Лада 2114 › Бортжурнал › Замена вакуумного усилителя тормозов
Лада 2114 › Бортжурнал › Замена вакуумного усилителя тормозов
Не так давно в БЖ моей машины была запись с заголовком «Шипит вакуумник». Ну раз уж зашипел, то надо менять, деваться некуда, это же тормоза как-никак! 🙂 После того ка он начал шипеть, тормоза стали неадекватными: иногда педаль проваливалась от легкого нажатия, а иногда приходилось давить с большим усилием! А оно мне надо так ездить? Ну короче поехал я вчера на авторынок, да и купил это чудо! Теперь хочу рассказать как я его менял! 🙂
Для замены вакуумного усилителя мне понадобился вот такой набор головок:
Откуда я брал всего 2 головки: на «13» и на «17». Так же очень полезной вещью оказался карданчик, т.к. открутить кронштейн крепления вакуума от кузова — занятие не самое удобное, но об этом позже! 🙂 Теперь приступим непосредственно к замене.
Первым делом я отцепил от педали тормоза шток, который торчит из вакуумного усилителя.
Затем полез под капот и открутил тормозной цилиндр от вакуумника.
Где-то читал, что мол надо будет и все трубки от тормозного цилиндра открутить, что бы вакуумник можно было легче снять. Я это делать не стал, т.к. после откручивания трубок, пришлось бы прокачивать тормоза. А оно мне надо? 🙂 Я поступил иначе. 3 из 4х трубок, идущих от тормозного цилиндра, прикручены к кузову, из-за них мы и не можем снять цилиндр с вакуума. Если открутить всего одну гайку на «10», цилиндр спокойно слезет с вакуума и не будет нам мешаться при демонтаже. 🙂
После после того как мы отодвинули в сторону мешающий нам тормозной цилиндр, отсоединим шланг идущий от впускного коллектора до клапана на вакуумном усилителе.
Теперь нам предстоит самое интересное — открутить кронштейн крепления вакуума от кузова… Сначала я думал, что подкинул себе работы на весь день и пол ночи… Ан нет! 🙂 Полез я в набор головок и нашел там чудесную вещь — карданчик! 🙂 С ним, снять и поставить вакуумник — получасовое дело! Вакуумник прикручен к кузову четыремя гайками на «13». Вот их расположение на кузове при снятом вакуумнике:
Короче открутил я его… Но этого было мало! 🙂 Что бы вынуть его из-под капота, пришлось откручивать распорку стоек — мешалась она немного. 🙂
Ну все, вытащил его! Теперь нам нужно переставить кронштейн крепления со старого усилителя на новый. Ну тут все очень просто, всего 2 гайки на «17» открутить надо.
Ну а теперь остается только выполнить установку, выполнив все действия в обратном порядке! 🙂
Не стесняемся задавать вопросы. 🙂 Я может что-то упустил, про что-то заыбыл! 🙂
Снятие вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2109
Резиновая диафрагма 10 (рис 1) вместе с корпусом 21 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры вакуумную А и атмосферную В Камера А соединяется с впускной трубой двигателя
Корпус 21 клапана пластмассовый
На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13 В корпусе клапана размещен шток 1 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 15 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толкатель 15.
Вакуумный усилитель: 1 -шток; 2-уплотнительное кольца фланца главного цилиндра; 3 — чашка корпуса усилителя; 4 — регулировочный болт; 5 -уплотнитель штока; 6 -возвратная пружина диафрагмы; 7 — шпилька усилителя; 8 — уплотнительный чехол; 9 — корпус усилителя; 10 -диафрагма; 11 -крышка корпуса усилителя; 12-поршень; 13-защитный чехол корпуса клапана; 14 -воздушный фильтр; 15 -толкатель; 16 -возвратная пружина толкателя; 17 -пружина клапана; 18-клапан; 19-втулка корпуса клапана; 20 -буфер штока; 21 -корпус клапана; А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; С, D — каналы
При нажатии на педаль перемещается толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 19 до упора в седло корпуса клапана
При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой.
Воздух, поступивший через фильтр 14, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 10.
За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра.
При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой
Вакуумный усилитель можно снять, не демонтируя главный тормозной цилиндр.
Для проверки вакуумного усилителя на автомобиле нажмите 5—6 раз на педаль тормоза.
Затем, удерживая педаль в нажатом положении, пустите двигатель.
Если при этом на педали почувствуете толчок вниз, значит, вакуумный усилитель исправен.
В противном случае проверьте герметичность соединения вакуумного шланга с обратным клапаном и штуцером впускной трубы двигателя, а также герметичность крепления обратного клапана в корпусе усилителя.
При необходимости устраните негерметичность. Если это не поможет, значит, вакуумный усилитель неисправен, и его надо заменить.
Изнутри салона снимите стопорную скобу с пальца педали тормоза
Выньте палец педали тормоза, отсоединив тем самым толкатель вакуумного усилителя от педали
Отсоедините шланг от обратного клапана и отверните две гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю и отведите его в сторону, соблюдая осторожность, чтобы не повредить трубопроводы.
Отверните четыре гайки крепления кронштейна и снимите кронштейн с вакуумным усилителем.
Отверните две гайки крепления и снимите вакуумный усилитель с кронштейна
Установите вакуумный усилитель в порядке, обратном снятию.
Замена вакуумного усилителя ВАЗ 2110, 2111, 2112
Если педаль тормоза начала тяжело отжиматься, появилось шипение и «играют» обороты, скорее всего вашему автомобилю нужна замена вакуумного усилителя ВАЗ 2110, 2111, 2112. Затягивать с ремонтом не следует. В противном случае вы рискуете, выезжая на автомагистраль. Эта процедура не сложна, ремонт своими руками сможет выполнить даже новичок при наличии здравого смысла и умении пользоваться инструментом. Как починить эту неисправность будет рассказано ниже, но сначала следует ознакомиться со схемой вакуумника.
1 – цилиндр, 2 – бачок, 3 – усилитель, 4 – кронштейн, 5 – палец, 6 – скоба, 7 – педаль, с 8 по 13 – элементы крепления.
Но такая же реакция тормоза может быть на повреждение целостности шланга или его неплотной коммутации, или выхода из строя обратного клапана. Поэтому целесообразно сначала проверить их. Если на резине шланга нет трещин и разрывов, а клапан работает корректно, то причина в самом вакуумном усилителе.
Необходимые запчасти
Приобретая запчасти для замены вакуумника ВАЗ 2110, 2111 или 2112, лучше ориентироваться на номера старого узла. Или пользуйтесь такими артикулами устройства в сборке: основной – 2110-3510010, дополнительный – 21100351001000. Выглядит он так.
Инструменты, которые потребуются в работе
В работе потребуются инструменты, которые есть в любом гараже:
- набор автомобильных ключей;
- накидная головка;
- отвертки;
- вороток;
- удлинитель;
- трещотка.
Самостоятельный ремонт вполне оправдан экономически, поскольку цена замены вакуумного усилителя ВАЗ 2110 и других моделей в автосервисе на 16.02.2019 года в среднем составляет 1100 рублей. Эта сумма вполне коррелируется со стоимостью самого узла.
Порядок операций
Снятие вакуумного усилителя ВАЗ 2110 и установка нового устройства аналогична работам на 2111 и 2112. Для выполнения ремонта не требуются специальные условия. Машина устанавливается на ровную поверхность, и последовательно выполняются такие операции:
- Откручиваются крепежи шумоизоляции. Затем нужно отстегнуть ремень расширительного бочка, приподнять его, отодвинуть в сторону, отложить и зафиксировать. Левую часть шумоизоляции нужно изъять и тоже отложить в сторону.
После того, как шумоизоляция изъята, от датчика, показывающего уровень жидкости в тормозной системе, отключается колодка с проводами.
Теперь можно от обратного клапана вакуумника снять шланг, открутить два крепежа цилиндра к усилителю.
Теперь снимается стопорная пластина пальца. Его нужно поддеть отверткой. Затем выталкивается палец, он из металла, его легко вытащить, нажав снизу или сверху. Затем от педали отсоединяется толкатель усилителя.
Теперь нужно снять усилитель с кронштейна, предварительно отвернув два крепежа от кронштейна.
На этом процедура снятия вышедшего из строя вакуумного усилителя завершена. Новый узел устанавливается в обратной последовательности. Нужно точно соблюдать порядок. Ошибки – не допустимы. Операции установки выполняются до этапа обратного монтажа шумоизоляционного материала. Здесь нужно остановиться и протестировать усилитель в работе. Если результаты проверки – положительные, можно полностью завершать работы. Не нужно забывать о плавном ходе педали, он должен варьироваться в пределах между 3 и 5 сантиметрами.
Резюмируем
Как видите операция – несложна. Важно все делать последовательно и внимательно. Работы займут у вас около часа. В то время как поездка в автосервис отнимет куда больше времени. Для большего понимания процесса замены вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2110, 2111, 2112 посмотрите это видео:
Замена главного тормозного цилиндра на ВАЗ 2109
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) позволяет облегчить работу педалью тормоза. Этот узел разделен на две камеры — одна имеет постоянную связь с впускным коллектором, а вторая соединяется с атмосферой в момент нажатия на педаль тормоза.
Узел располагается под капотом за главным тормозным цилиндром. Через шток соединен с тормозной педалью.
Проверка состояния
О необходимости поменять вакуумный усилитель или главный тормозной цилиндр могут сообщить соответствующие признаки.
Первоочередной признак выхода из строя ВУТ заключается в увеличении усилия, которое нужно прикладывать к педали для торможения.
Чтобы точно убедиться в неисправности, выполните следующую проверку:
- Заглушите двигатель;
- 5-6 раз подряд выжмите педаль тормоза;
- Зажмите педаль в пол;
- Заведите двигатель;
- Если ВУТ исправен, педаль сразу же пойдет вверх.
Проверяем состояние
Если у вас под капотом стоит карбюраторный двигатель на ВАЗ 2109, определить неисправность ВУТ можно несколько иначе на начальных стадиях:
- Изначально педаль будет работать нормально, прикладывать придется небольшое усилие, торможение происходит нормально;
- Но при этом двигатель троит на холостых;
- При нажатии на тормозную педаль холостой ход успокаивается;
- Нажав на газ при нейтральной передаче, возникают провалы в работе карбюратора;
- Если такие симптомы наблюдаются, при работающем моторе снимите патрубок со штуцера ВУТ и заглушите его пальцем или другим подручным инструментом;
- Стабилизировался холостой ход? В этом случае замены вакуумника не избежать.
Если подобная неисправность была обнаружена во время движения, продолжать ехать можно только при отключении ВУТ.
Выбор
Дадим несколько рекомендаций относительно выбора нового вакуумного усилителя.
Критерий выбора
Требуемые параметры
Стоимость хорошего вакуумника сейчас составляет около 2,5 тысячи рублей. Это не самые дорогие, но и не дешевые китайские варианты. Оптимально для ВАЗ 2109
Настоящая упаковка, применяемая подлинным производителем, выполняется из гофрированного картона
На этикетке должны хорошо считываться — номер партии выпуска, дата производства детали и название непосредственно самого производителя
Вакуумник, соответствующих техническим параметрам ВАЗ 2109, имеет артикул 2108-3510010ТМ
Покупать у базарных торговцев не стоит. Есть множество хороших, проверенных магазинов запчастей в любом городе. Не постесняйтесь попросить сертификаты, документы на детали
Выбираем грамотно
Сейчас на рынке достаточно много подделок. Такие детали стоят как оригиналы, а вот служат в разы меньше.
Замена ВУТ
Для начала запомните, что ремонт вакуумного усилителя невозможен. Этот узел снимается и меняется на новый. В теории и на практике некоторые это делают. Но под собственную ответственность.
Теперь непосредственно о замене.
- Отсоедините педаль тормоза от штока усилителя. Агрегаты связаны между собой штифтом. Демонтаж выполняется в районе педального узла и тут вам пригодится простая плоская отвертка.
- Идем и открываем капот.
- Отключите колодку питания датчика уровня тормозной жидкости.
- Снимите кронштейн, который удерживает гидравлические магистрали на раме. Пригодится головка на 10, которой откручивается гайка.
- Отключите главный тормозной цилиндр. Для этого откручивается 2 гайки, удерживающие его на вакуумнике. Оцените состояние ГТЦ. Если необходимо, также замените и его.
- Вовсе не обязательно отсоединять гидравлические магистрали от тормозного цилиндра (главного). Патрубки достаточно длинные, потому их легко можно сдвинуть в сторону, дабы они не мешали в процессе работы.
- Отключите патрубок, который связывает камеру вакуумника с впускным коллектором.
- Снимите распорку с передних стоек.
- Открутите 4 гайки, которые удерживают корпус вакуумника на шпильках кузова автомобиля.
- Снимите агрегат со шпилек и вытащите через подкапотное пространство.
- Со стороны приводной вилки на обратке усилителя имеется уплотнитель с кронштейном. Он крепит узел на раме 4 шпильками. Их нужно снять. Для этого головкой на 17 демонтируются 2 гайки, после чего снимается железная конструкция. Просто потяните ее на себя. Со штока обязательно стяните пыльник.
- Установите кронштейн крепления и новый уплотнитель из резины на новенький вакуумный усилитель. Теперь можно начинать полноценную обратную сборку.
Замена устройства
Обратная сборка
Если вы решили выполнить демонтаж и сборку своими руками, при установке нового ВУТ обязательно придерживайтесь нескольких рекомендаций:
- Шток вакуумника и педаль тормоза соединяются между собой сразу после посадки устройства на шпильки крепления. То есть до того, как начали затягивать гайками.;
- Опытные владельцы ВАЗ 2109 рекомендуют нанести герметик между вакуумным усилителем тормозов и тормозным цилиндром. Это обусловлено несовершенством конструкции;
- Шток вакуумника, который воздействует на главный тормозной цилиндр, при транспортировке детали может смещаться. Также смещение не редко происходит в процессе установки. Потому этот факт обязательно проверьте и правильно установите при необходимости. Для этого нужно нажать до упора на шток.
Если неправильно установить шток во время сборки узла, тормоза попросту не будут срабатывать должным образом. О последствиях вряд ли стоит говорить.
Главный тормозной цилиндр
Не редко в процессе проверки состояния тормозного узла обнаруживаются проблемы с главным тормозным цилиндром.
Меняя вакуумник, логично будет изучить текущее состояние ГТЦ и при необходимости заменить его.
Сама процедура замены выглядит следующим образом.
- Отключите минусовую клемму с аккумулятора.
- Отключите колодку проводов от датчика уровня ТЖ. Он расположен в бачке и встроен непосредственно в крышку.
- Специальным ключом для тормозных трубок ослабьте их натяжение. При этом откручивать полностью не нужно.
- Открутите пару гаек, которые крепят ГТЦ к вакуумнику. Только теперь тормозные трубки можно открутить полностью.
- Снимите цилиндр со шпилек.
- Если требуется, заодно снимите сам бачок с тормозной жидкостью. Чтобы это сделать, нужно аккуратно раскачать бачок и извлечь ножку из втулки.
- Оцените состояние демонтированного цилиндра. Также обязательно проверьте, нет ли дефектов на бачке. Если таковые имеются, бачок тормозной жидкости обязательно замените на новый.
- Вооружившись новым ГТЦ, поставьте его на место и закрутите гайки. Крепежи можно сразу полностью затягивать.
- Установите бачок, залейте до максимальной отметки тормозную жидкость.
- Теперь очень важный этап — извлечение воздуха из цилиндра. Для этого нужно пальцами перекрыть отверстия передних тормозных трубок. Вам помощник при этом должен аккуратно, но не резко, нажать на педаль тормоза. Так в системе будет создано давление. Продолжайте такие манипуляции до тех пор, как не почувствуете, что из отверстий выходит жидкость.
- Как только потечет жидкость, наденьте трубки, установите и зафиксируйте их на местах. При этом педаль тормоза отпускать нельзя.
- По аналогии подключаются задние трубки. В момент установки их на места в системе должно быть давление, то есть педаль тормоза выжата в пол.
Завершив замену ГТЦ, не забудьте прокачать тормозную систему согласно правилам.
Разборка узла с бачком ТЖ
Поменять вакуумник и цилиндр вполне возможно своими руками. Работа займет несколько часов, но сэкономит кучу денег на посещении автосервиса.
замена вакуумного усилителя тормозов на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
замена вакуумного усилителя тормозов на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для проверки вакуумного усилителя тормозов на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 нажмите 5-6 раз на педаль тормоза. Затем, удерживая педаль тормоза в нажатом положении, пустите двигатель. Если при этом педаль тормоза самопроизвольно немного переместится вниз, значит, вакуумный усилитель исправен. В противном случае проверьте герметичность соединения вакуумного шланга с обратным клапаном и штуцером впускной трубы двигателя, а также герметичность крепления обратного клапана в корпусе вакуумного усилителя. При необходимости устраните негерметичность. Если это не поможет, значит, вакуумный усилитель неисправен и вакуумный усилитель требует замены.
1:1752 1. Отсоедините разъем с проводами от датчика уровня тормозной жидкости.
2. Изнутри салона автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 снимите стопорную скобу с пальца педали тормоза.
3:688 3. Выньте палец педали тормоза, отсоединив тем самым толкатель вакуумного усилителя от педали тормоза.
4:1382 4. Отсоедините шланг от обратного клапана, отверните две гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю и отведите главный тормозной цилиндр в сторону, соблюдая осторожность, чтобы не повредить трубопроводы.
5. Отверните четыре гайки крепления кронштейна и снимите кронштейн с вакуумным усилителем. Отверните две гайки крепления и снимите вакуумный усилитель с кронштейна.
6. Установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 вакуумный усилитель в порядке, обратном снятию.
проверка работы обратного клапана вакуумного усилителя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
При выходе из строя вакуумного усилителя тормозов значительно возрастает усилие на педали тормоза, что