Бензонасос ВАЗ 2109 инжектор: замена и диагностика своими руками
Бензонасос ВАЗ 2109 инжектор: замена и диагностика своими руками
Рассматривая топливную систему, обязательно нужно упомянуть про бензонасос ВАЗ 2109 инжектор. Система впрыска состоит из нескольких компонентов, которые являются основными. На нашем сайте вы также можете найти информацию для автомобилей ВАЗ более новых моделей, например, 2110. На девятках тоже установлены электрические топливные насосы, которые производят подачу бензина под определенным давлением в рампу. Причем давление должно быть постоянным, иначе работа двигателя окажется нестабильной. Итак, что же из себя представляет бензонасос инжекторной девятки и как он работает.
Принцип работы насоса
Конструкцию довольно простую имеет бензонасос ВАЗ 2109, инжектор функционирует только лишь благодаря ему. В основе лежит два элемента – электрический двигатель и помпа с фильтрующим элементом. Обратите внимание на то, что «памперс» (так в народе кличут фильтр за сходство) нужно менять вовремя – старайтесь не допускать, чтобы он работал больше 20 тыс. км. В противном случае он насыщается металлической стружкой, грязью и прочим хламом, который попадает в магистраль и забивает форсунки.
В топливной рампе содержится смесь из бензина и воздуха (кстати, тоже очищенного). Пропорция всегда на одном уровне – 14 долей воздуха и одна бензина. Это идеальная смесь, при которой происходит горение. Но нужно обратить внимание на то, что в работе участвует реле бензонасоса ВАЗ 2109, которое управляется электронным блоком. С его помощью производится подача питания на двигатель насоса. Производительность у помпы высокая, поэтому двигатель работает не постоянно, а с перерывами (и в зависимости от режима функционирования двигателя паузы между включениями могут быть разными).
Для контроля имеется регулятор давления, установленный на рампе. Для отвода излишков бензина – обратный клапан. С его помощью весь лишний бензин поступает обратно в бак. Снятие бензонасоса ВАЗ 2109 (инжектор) осуществляется в том случае, если проводится его ремонт или замена. Пригодятся такие инструменты:
- Плоскогубцы.
- Ключи на «6», «8».
- Отвертки крестовые и плоские.
Но если вдруг произошел отказ насоса, следует в первую очередь проверить состояние других элементов. Внимательно осмотрите предохранитель и реле бензонасоса ВАЗ 2109. Если они неисправны, то весь инжектор не сможет работать нормально. Как говорится, проверяем сначала наименьшие по цене поломки. Если причина действительно в самом бензонасосе, то можно приступить к его демонтажу:
- Поднимите нижнюю часть сиденья, открыв задние двери полностью.
- Выкрутите саморезы, крепящие пластиковую крышку.
- Отключите колодку для подачи питания и соединения с датчиком уровня.
- Ослабьте хомуты и снимите шланги. Обратите внимание – давление в системе нужно заранее уменьшить.
- Ключом на «8» выкрутите все гайки, которыми прикручен насос к корпусу бака.
- Аккуратно вынимайте насос из отверстия.
Главное в этом деле – аккуратность, так как есть риск повредить датчик уровня топлива. И еще: перед тем, как снимать бензонасос ВАЗ 2109, нужно избавиться от грязи и пыли. Поэтому продуйте сжатым воздухом место установки или хотя бы очистите кисточкой.
Чтобы убедиться в исправности (или же неисправности) бензонасоса инжекторной ВАЗ 2109, достаточно снять его и подключить к аккумулятору напрямую. Если работать он будет нормально, без посторонних звуков (а также из выходного отверстия будет ощущаться напор воздуха), то проблем с ним нет. Но если же он не включается даже так, стоит подумать о его замене. Цена нового составит около 2000 рублей. Стоит ли ремонтировать электродвигатель? Вряд ли это способно надолго улучшить ситуацию, но в качестве временного решения вполне нормально. Но делать такую процедуру можно лишь в случае, если вы уверены в своих силах и имеете представление о работе электрических моторов.
Ремонт бензонасоса на ВАЗ 2109 (карбюратор)
При неисправности бензонасоса на ВАЗ 2109 полностью или частично прекращается подача топлива к карбюратору. Следовательно, запустить мотор на холодную или горячую не представляется возможным. Он сначала запустится, но потом сразу заглохнет. Плюс не редко наблюдается нестабильность на холостых.
Прежде чем менять топливную помпу, сперва рекомендуется проверить состояние устройства. Не редко поломка устраняется небольшим ремонтом.
Проверка общего состояния бензонасоса
Первым делом проверим, работает ли вообще подающая система вашего ВАЗ 2109. Для этого нужно провести следующие мероприятия:
- Снимите топливный шланг насоса с исходного или нагнетательного штуцера;
- Несколько раз вручную нажмите на рычаг для подкачки топлива;
- Если помпа работоспособная, через штуцер сразу польется сильная струя топлива;
- Если же струи нет или она очень слабая, необходимо будет провести другие проверочные работы.
Проверка впускного клапана
- Отключите шланг от всасывающего штуцера, чтобы в итоге оба шланга оказались демонтированы каждый со своего штуцера.
- Заткните просто пальцем всасывающий штуцер, после чего несколько раз дерните рычаг для ручной подкачки горючего. Если все работает нормально, палец начнет засасывать внутрь штуцера. Такой эффект свидетельствует об исправности насоса. Потому проблему ищем в баке или магистралях.
- Если же всасывания нет, придется разобрать устройство с целью замены впускного клапана. Его герметичность, вероятнее всего, нарушена.
Проверка герметичности
Чтобы проверить герметичность впускного клапана, необходимо:
- Приложить палец к отверстию от нагнетательного штуцера, несколько раз подкачать горючее ручной подкачкой;
- При этом из отверстия должна идти струя воздуха, существенно отталкивающая прижатый палец;
- Если струя окажется слабой или ее не будет, бензонасос попросту не качает.
В этой ситуации есть два варианта — искать проблему внутри устройства топливного насоса, разбирая помпу, либо менять полностью агрегат.
Засорился или повредился фильтр
Чтобы исправить ситуацию, вам нужно:
- Снять с топливного насоса крышку, извлечь оттуда фильтр, прочистить и промыть его чистым горючим. Затем обязательно продуйте с помощью сжатого воздуха;
- Проверьте состояние фильтра. Если он деформирован, никакой ремонт не поможет. Придется поменять фильтрующее устройство;
- Если у вас стоит помпа Пекар или подобная ему, фильтр можно демонтировать за счет откручивания всасывающего штуцера из крышки. То есть крышку снимать вовсе не обязательно.
Поломка диафрагмы насоса
Вам необходимо сделать следующее ради вашего топливного насоса:
- Снять верхнюю часть корпуса топливной помпы и извлечь оттуда диафрагменный узел;
- Открутите на шток гайку, а затем вытащить 3 диафрагмы;
- Заменить вышедшие из строя элементы на новые. Они доступны в любом ремкомплекте для топливного насоса ВАЗ 2109;
- Соберите узел в обратной последовательности;
- Если у вас помпа Пекар, здесь диафрагма только одна. Ее можно извлечь, демонтировав крышку;
- Чтобы отсоединить диафрагменный узел, поверните его на 90 градусов.
Обязательно параллельно проверьте состояние пружинки, расположенной под диафрагмой. Для этого нужно снять верхнюю часть корпуса помпы, извлечь шток диафрагмы и посмотреть на текущее состояние пружины. Если она сломана, деформирована или не обладает упругостью, замените элемент.
Элементы узла
Неисправности впускного и выпускного клапана
Если оба клапана вызывают сомнения относительно своей работоспособности, придется предпринять определенные меры.
- Снимите крышку с топливного насоса и удалите фильтр сетчатого типа.
- Оцените визуально состояние полости насоса и впускного клапана.
- Демонтировав верхнюю часть корпуса помпы, вы сможете взглянуть на выпускной клапан.
- Если оба клапана недостаточно герметично установлены, они плохо прижаты или стали неподвижны, меняйте весь насос полностью.
- Обнаружив следы засорения клапанов, удалите их, продуйте корпус сжатым воздухом.
В случае с насосом Пекар два клапана располагаются в крышке, потому чтобы оценить их состояние, просто снимите крышку с корпуса топливной помпы.
Повреждение толкателя
Не редко отказ в работе бензонасоса связан с повреждением толкателя. На этот случай у нас приготовлена отдельная инструкция.
- Снимите помпу со шпилек, открутив крепежные гайки. Вставка теплоизоляции, толкатель и прокладки при этом остаются на моторе.
- Прокрутите коленвал, чтобы максимально выдвинуть толкатель.
- Замерьте расстояние, на которое выступает толкатель относительно верхней прокладки. В норме показатель составляет 0,8-1,3 миллиметра.
- Если выступ меньше или больше, попробуйте его отрегулировать, используя более толстые или тонкие прокладки.
- Между термоизоляционной вставкой и насосом имеется внешняя прокладка с наибольшей толщиной. Менять при регулировке выступа нужно именно ее.
- Новые прокладки доступны в ремкомплектах, хотя многие делают из своими руками. Для этого потребуется кусочек паронита.
Характеристики топливного насоса
Дабы определить наличие неисправностей в топливной помпе, вам необходимо обязательно знать про оптимальные параметры данного устройства.
Характеристика
Требуемые параметры
Длина штока бензонасоса
Выступление штока над верхней прокладкой
Толщина первой прокладки
Ход штока бензонасоса
Давление насоса при холостых оборотах
Покупка нового бензонасоса обойдется не так дорого — до 1000 рублей. Однако и такие затраты для многих высоки. А у некоторых просто совесть не позволит купить сразу новый насос, если есть возможность обойтись ремкомплектом и вернуть помпе работоспособность буквально за копейки и пару часов работы в собственном гараже.
Замена устройства
Разборка и замена бензонасоса
Итак, теперь расскажем конкретно о том, как правильно разобрать, заменить поврежденные элементы бензонасоса или же полностью заменить данное устройство на новое.
Лючок
- В любом случае рекомендуем приобрести ремкомплект. Он стоит не дорого. А вот спешить с покупкой бензонасоса не стоит. Кто знает, может легкий ремонт вернет помпу к жизни.
- Снимите воздушный фильтр вместе с его корпусом.
- Отключите шланги подачи и возврата топлива со штуцеров топливного насоса.
- Открутите крепежные гайки, которые удерживают сам насос.
- Аккуратно снимайте помпу, стараясь не повредить прокладки.
- Осмотрите детали насоса на предмет трещин, повреждений. Проведите проверку клапанов топливного насоса на герметичность, выполните все операции, которые мы описывали выше.
- Оцените текущее состояние всасывающего и нагнетательного штуцеров. При демонтаже они должны оставаться неподвижными на своих посадочных местах. Они ломаются крайне редко, но ничего исключить не стоит.
- Проверьте диафрагму топливного насоса. Наличие разрывов и отслоений говорит о том, что ее необходимо обязательно заменить.
- Посмотрите, какой сейчас фильтр. Повреждения и чрезмерная загрязненность — явные признаки износа и повод для замены.
- Обработайте компоненты фильтра с помощью чистого бензина, продуйте сжатым воздухом, используя компрессор.
- Если обнаружили поврежденные элементы, замените их на новые, используя ремкомплект.
- Поменяйте прокладки насоса, если в этом также есть необходимость.
- Устанавливая новые прокладки, обязательно сначала обработайте их поверхностью с помощью Литола 24.
- Если поврежден корпус самого насоса или имеются другие серьезные проблемы, придется полностью заменить топливный насос. Ремонт ему не поможет.
- Далее, когда частичный ремонт завершен или вы решили взять совершенно новенькую помпу, наступает черед обратной сборки.
- Обязательно отрегулируйте подачу, используя прокладки требуемой толщины, чтобы выход толкателя имел оптимальный показатель. Об этом мы рассказали выше.
- Если толкатель будет сильно выступать, из-за этого давление при подаче топлива окажется чрезмерно высоким, что приведет к поломке запорного клапана вашего карбюратора.
- Если расстояние будет меньше положенного, при увеличении нагрузки и повышении скорости движения автомобиля, двигатель не сможет получать достаточное количество топлива.
- Выполните сборку, следуя обратной последовательности демонтажа бензонасоса.
- Убедитесь, что стрелка на корпусе смотрит в сторону карбюратора.
- Устанавливая диафрагменный узел насоса, отверстия в прокладке располагается подальше от трубы глушака.
Что ж, вы разобрались, как можно своими силами отремонтировать и заменить бензонасос. Задача действительно не сложная, хотя данный агрегат играет очень важную роль в работоспособности всего автомобиля ВАЗ 2109.
Разборка топливного насоса (бензонасоса) ДААЗ автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем
Разбирать бензонасос приходится при возникновении необходимости его ремонта: замене клапанов, прохудившихся диафрагм (мембран), проверке и замене пружины и пр. Внешними признаками возникших неисправностей обычно являются подтекание топлива и нежелание топливного насоса качать бензин.
Необходимые инструменты
— крестовая и шлицевая отвертки
— ключи на 10 и 8
Подготовительные работы
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем бензонасос необходимо снять для полной его разборки, в случае замены сетчатого фильтра или диафрагм можно обойтись лишь частичной разборкой без демонтажа.
Порядок разборки топливного насоса (бензонасоса) ДААЗ автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Снимаем крышку бензонасоса
Для этого отворачиваем ключом на 10 болт ее крепления.
Снимаем сетчатый топливный фильтр бензонасоса
Поддеваем его шлицевой отверткой за отверстие под клапан или под винт крепления и вынимаем из корпуса.
Снимаем верхнюю часть корпуса бензонасоса
Для этого крестовой отверткой отворачиваем шесть винтов ее крепления и снимаем вверх.
Снимаем диафрагмы со штоком
Для снятия необходимо немного повернуть их по или против часовой стрелки на 90 градусов. Чтобы наконечник штока вышел из паза в нижней части корпуса насоса (балансира).
Разъединяем диафрагмы и шток
Отворачиваем ключом на 8 гайку из крепления диафрагм к штоку и разъединяем. На изображении ниже все элементы крепящиеся на штоке.
Собираем топливный насос ДААЗ в обратном порядке. При сборке имеются некоторые особенности без знания которых невозможно правильно собрать бензонасос.
Примечания и дополнения
При сборке производим деффектовку деталей бензонасоса и заменяем неисправные исправными.
TWOKARBURATORS ВКонтакте — ремонт автомобиля в схемах и картинках, присоединяйтесь!
Замена бензонасоса на инжекторном двигателе
Думаю, что многие автовладельцы ВАЗ 2109-2108 с инжекторными двигателями прекрасно знают, что на таких моделях бензонасос расположен не под капотом, как это у карбюраторных машинах, а непосредственно в топливном баке. И добраться до него немного сложнее, так как придется откидывать заднее сиденье и выполнить еще некоторые действия. Но обо всем поговорим ниже по порядку.
Итак, прежде всего стоит сказать об инструменте, который нам понадобится для выполнения этой работы:
- Отвертка крестовая и плоская
- Головка торцевая глубокая на 7 мм
- Трещоточная рукоятка
- Удлинитель
- Рожковый ключ на 17
Процесс демонтажа и установки топливного насоса инжекторной машины ВАЗ 2109 или 2108
Первым делом я хотел бы привести более наглядную видео-инструкцию, которую сделал буквально пару недель назад на примере десятки. Но так как особой разницы нет, то решил выложить ее и сюда.
Если вдруг видео ролик не грузится или возникли другие проблемы, то ниже можно рассмотреть все более детально, только в виде фото отчета.
Когда откинули заднее сиденье, на полу под ковролином необходимо найти лючок, под которым находится вся эта конструкция:
Когда болты открутили, поднимаем крышку и отсоединяем штекер, предварительно отогнув фиксаторы на нем:
Затем при помощи ключа на 17 отворачиваем топливные трубки, в результате чего получается следующая картина.
Отводим их сторону, чтобы не мешались при дальнейшей работе. И можно откручивать все гайки крепления прижимной пластины по кругу:
Затем аккуратно поднимаем пластину:
После чего поддев резинку плоской отверткой, потихоньку стараемся вынуть бензонасос наружу.
Когда он немного поднимется, то дальше его необходимо будет наклонить примерно на 90 градусов, чтобы датчик уровня топлива не препятствовал извлечению:
Цена нового бензонасоса на автомобили ВАЗ 2109-2108 инжектор, составляет порядка 2800 рублей, так что этот узел лучше беречь. И чтобы не создавать лишних нагрузок и работы в холостую, следите за тем, чтобы в баке всегда было более 5 литров бензина.
Диагностика и самостоятельный ремонт механического топливного бензонасоса ВАЗ 2108
На ВАЗ 2108 с карбюратором устанавливаются механические бензонасосы, которые являются разборными. При возникновении неполадок их можно демонтировать, разобрать, заменить неисправные детали и установить на прежнее место. Можно заменить бензонасос в сборе, это займет не более получаса. Процедуры простые и доступны даже начинающим водителям.
Конструктивные особенности устройств
В основном ВАЗ 2108 оснащали силовыми агрегатами с карбюратором, но на последних выпусках стали устанавливать моторы с инжектором. На карбюраторные машины ставятся механические топливные агрегаты ДААЗ с артикулом 2108–1106010.
Бензонасос, изготовленный на ДААЗ, состоит из:
- корпуса;
- трех диафрагм;
- входного и выходного клапанов;
- крышки;
- возвратной пружины;
- сетчатого фильтра;
- рычага ручной подкачки (РРП).
На «восьмерке» топливная помпа находится в подкапотном пространстве, закреплен на корпусе привода подвесного оборудования. Его запускает распределительный вал с помощью кулачкового механизма и толкателя (штока). Благодаря их взаимодействию создается разряжение на впускном штуцере, а на выходном давление.
Неисправность топливного насоса проявляется следующими симптомами:
- двигатель с трудом заводится;
- появляются провалы, когда водитель нажимает на педаль газа;
- нестабильно работает на холостом ходу;
- уменьшается мощность авто.
Такие признаки проявляются и при других неисправностях в топливной системе. Перед тем как начать ремонт насоса, нужно провести его диагностику.
Диагностика механического бензонасоса
Об исправности устройства судят по его производительности. Она проверяется путем измерения объема горючего, которое перекачивается за определенный промежуток времени. Помпа восьмерки согласно характеристикам, заявленным производителем перекачивает за минуту не менее одного литра бензина. Если объем намного меньше, это говорит о засорении фильтра высокого давления.
Для проверки нужен помощник, набор инструментов и материалов:
- кусок бензинового шланга;
- крестообразная отвертка;
- две пластиковые бутылки;
- секундомер;
- полтора литра горючего.
Процедура представляет последовательность шагов:
- С помощью отвертки выворачиваем крепления на хомуте, который фиксирует выходной штуцер и отсоединяем от него топливный шланг.
- Отсоединенный конец топливной трубы помещаем в бутылку, в которую залит бензин. Он должен лежать на самом дне. Через него горючее поступает в карбюратор, когда снижается уровень горючего.
- Один конец приготовленного отрезка шланга надеваем на выпускной штуцер насоса, другой опускаем в пустую емкость.
- Когда помощник заведет двигатель, запускаем секундомер на часах. При наличии тахометра следим, чтобы количество оборотов в минуту составляло 200. Если его нет, будем пользоваться слухом.
- С первых секунд работы мотора в пустую бутылку начинает поступать топливо. Спустя минуту глушим двигатель и меряем объем перекаченного горючего.
- Если он меньше литра, то насос неисправен. Его нужно заменить или отремонтировать.
При дальнейшей проверке нужно выявить неисправные элементы топливной помпы. Для диагностики потребуются гаечные ключи, отвертка и штангенциркуль или линейка.
- Ослабляем крепления на хомутах, удерживающих топливные шланги и снимаем их со штуцеров. Отверстие выпускного штуцера закрываем пальцем. После нескольких нажатий на РРП устройство должно издавать чавкающие звуки, а с отверстия пойти воздух.
- Аналогичную операцию проводим на входном штуцере. Если нажать на РРП, то палец втягивается в отверстие. Отсутствие разряжения при входе и давления на выходе свидетельствует о повреждении диафрагмы или клапана.
- Далее откручиваем винт и снимаем крышку, под которой находится сетчатый фильтр. Осматриваем в каком он состоянии. На сетке не должно быть повреждений и загрязнений. Очищаем ее с помощью струи воздуха или зубной щеткой.
- На следующем этапе проверяем состояние диафрагм. Выкручиваем крепления корпуса, снимаем его и достаем стержень, на котором держаться диафрагмы. Они подлежат замене, если на них есть дефекты в виде трещин и разрывов.
- На заключительном этапе измеряем длину толкателя. Для этого снимаем нижнюю часть корпуса помпы. Достаем конусообразную проставку с прокладками. В ней находится шток. Выполняем замеры. Шток должен иметь длину 82,5 мм, допускается до 81,8 мм. Если он износился, то подлежит замене. При износе уменьшается амплитуда его движений, что снижает производительность.
Как отремонтировать устройство
Ремонт заключается в замене неисправных деталей. Специалисты советуют покупать готовый ремкомплект, состоящий из элементов, которые можно заменить, если они пришли в негодность: прокладки, шток, тепловая проставка, диафрагмы, клапана. Для замены штока вынимается старая деталь и устанавливается новая. При этом не важно каким концом он будет вставляться.
Чтобы поменять диафрагмы, откручиваем гайку вверху стержня. В насосе используются три диафрагмы. Одна из них предохранительная, защищает от проникновения бензина в карбюратор, если повреждены две другие – рабочие. Снимаем непригодные детали, заменяя их новыми из ремонтного комплекта. На нижнюю тарелку устанавливается предохранительная мембрана, затем по очереди дистанционные прокладки, 2 рабочие мембраны и верхняя тарелка. Вся конструкция скрепляется гайкой.
Для замены клапанов, сбиваем с помощью отвертки и молотка в трех точках кернения, которые их удерживают на посадочных местах. После этого клапаны снимаем, устанавливаем новые и крепим кернением. Наносим слабые удары молотком по отвертке, установленной жалом на кромку корпуса. Все клапана крепятся в трех точках.
В ремкомплект входит три дистанционные прокладки с разной толщиной. Самая тонкая стоит между корпусом привода и дополнительного оборудования и тепловой проставкой. Двумя другими регулируется выступ штока над привалочной поверхностью проставки.
Регулировку осуществляется в таком порядке:
- Сначала в корпус привода дополнительного оборудования вставляется толкатель, на который надевается тепловая проставка с тонкой прокладкой толщиной 02,27–03 мм.
- Далее устанавливается средняя по толщине прокладка – 0,7–0,8 мм. Далее прокручивается коленвал до момента, когда шток будет максимально утоплен. Делается это с помощью отвертки, которая вставляется в смотровое окно на картере сцепления. Маховик нужно провернуть по движению часовой стрелки.
- Периодически измеряем насколько шток выступает над проставкой. После того как толкатель зайдет максимально в корпус привода, измеряем его выступление над плоскостью тепловой проставки с установленной средней прокладкой.
Выступ не должен превышать 0,8–1,3 мм. Если значение выше, вместо средней ставится самая толстая прокладка – 1,1–1,3 мм. Если ниже, меняют между собой самую тонкую и среднюю прокладки.
- После регулировки топливную помпу возвращают на посадочное место и фиксируют крепежными гайками.
Меняем механическую топливную помпу
По времени процедура замены бензинового насоса в сборе занимает около получаса. Необходимо приготовить крестообразную отвертку, ключ на «13» и тару для слива топлива.
Процедура состоит из последовательности шагов:
- Вывинчиваем крепления на хомутах, фиксирующих топливные шланги на штуцерах помпы. Отсоединяем топливные шланги.
- Ключом на «13» откручиваем крепежные гайки топливной помпы и демонтируем его, слив бензин в приготовленную емкость.
- Устанавливаем прокладку средней толщины, замеряем выступ толкателя над поверхностью. При необходимости регулируем вышеописанным методом.
- Надежно закрепляем устройство с помощью гаек.
- Присоединяем шланги бензопровода.
- Путем нажатия на РРП подкачиваем в насос горючее.
- Запускаем мотор и проверяем его работоспособность.
Бензонасос играет важную роль в бесперебойной работе силового агрегата. Уметь самостоятельно найти неисправности и устранить их на ВАЗ 2108 поможет сэкономить на посещении СТО и прибавит опыта авторемонтных работ.