Sgp55.ru

Автомобильный Журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клапаны ВАЗ 21099: регулировка и настройка

Клапаны ВАЗ 21099: регулировка и настройка

Регулировка клапанов на ВАЗ 21099 инжектор и карбюратор предусматривает компенсацию теплового расширения. Для этого создается зазор между распредвалом и торцом. Если показатель высокий, тогда зазор не откроется на 100%, при меньше необходимого — закроется.

Основные показатели

Мастер выполняет регулировку

Перед тем как приступить к регулировке клапана ВАЗ 21099 инжектор либо карбюратор, необходимо учесть, что зазор измеряется только на холодном моторе. Отрегулируйте клапаны с помощью подбора толщины специальных шайб.

Каждый владелец ВАЗа, включая девятку карбюратор, должен знать, что расположенные от привода распредвала 1-й, 4-й, 5-й и 8-й клапаны считаются выпускными, а 2-й, 3-й, 6-й и 7-й — впускными. Регулировка клапанов девятки карбюратор начинается с выкручивания свечей зажигания. Отрегулируйте их и затем проворачивайте коленвал.

Для простого и быстрого демонтажа регулировочной шайбы в первом агрегате предусмотрены пазы. Регулируем клапаны только после просчета толщины нового изделия. Этот показатель можно рассчитать по формуле: H=BA-C, где

  • А — зазор;
  • В — толщина снятой шайбы;
  • C — номинальный зазор;
  • H — толщина устанавливаемой шайбы.

Допускаемый предел зазора +0,05 мм. Коленвал поворачивается по часовой стрелке и выполняется регулировка на девятке с помощью набора ключей, соответствующей шайбы и специального приспособления.

Поэтапная работа

Как работают клапаны

Регулировка клапанов 21099 карбюратор начинается с отворота гайки, которая крепит крышку фильтра. Затем снимается шайба, отсоединяется 4 зажима. После снятия крышки фильтр демонтируется.

Затяжка хомутов ослабляется. Шланги с патрубков снимаются, а гайки отворачиваются. Затем со шпилек демонтируется корпус фильтра. От шланга отсоединяется держатель, изготовленный из прочной пластмассы. Отворачивается гайка, снимается кронштейн. При этом последний агрегат должен висеть на соответствующем тросе. После отворота 2 колпачковых гаек удаляется масло из верхней части ГБЦ.

Приспособление, предназначенное для утопления толкателей, устанавливается на специальные шпильки. Для его фиксации используют гайки. Крышка привода снимается после отворота 3 болтов. Затем на 40-50° поворачивается коленвал. С помощью щупов измеряются зазоры 1-го, 2-го, 3-го и 5-го клапанов. При отличии этого показателя от номинальной величины потребуется утопить толкатель данного агрегата, нажав на ручку определенного приспособления.

Одновременно устанавливается фиксатор. Затем применяемый агрегат отводится от толкателя с помощью регулировочной шайбы. Рекомендуется записать на бумаге ее толщину. Данный показатель указан на одной из сторон детали. Если он не виден, тогда потребуется измерить шайбу при помощи микрометра. В толкатель устанавливается новая деталь соответствующей толщины. Монтируется шайба надписью вниз. Затем толкатель утапливается аналогичным приспособлением, убирается фиксатор.

Следующий шаг заключается в проверке зазора. Если показатель соответствует номинальному значению, тогда поворачивается коленвал на 1 оборот и регулируются зазоры 4-го, 6-го, 7-го и 8-го клапанов в соответствующем порядке. По завершении этой процедуры в верхнюю часть ГБЦ заливается масло.

Заключительный шаг предусматривает установку демонтированных агрегатов. Далее вворачиваются свечи зажигания. Вышеописанную работу можно проводить своими руками, учитывая схему регулировки клапанов ВАЗ 21099. В противном случае рекомендуется обратиться за помощью к автомеханикам.

Регулировка и настройка зазоров в приводе клапанов Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном — полностью закрываться.

Зазор измеряется на холодном двигателе (при 20 °С ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.

Номинальный зазор для впускного клапана ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного — (0,35+0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Примечания

Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.

1 – зубчатое колесо распределительного вала
2 – шкив генератора
3 – шкив коленчатого вала

Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.

Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.

Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B A – C ,
где A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.

Читать еще:  Ремень грм ваз 2114

Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).

В пределах допуска зазора +0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).

Предупреждение

Поворачивайте коленчатый вал ваз 2108 по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора автомобиля Лада Спутник. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.

Замена сальников клапанов на ВАЗ 2109 (видео)

Выполнять регулировку клапанов на автомобиле ВАЗ 2109 периодически приходится всем автовладельцам. Причиной может послужить ремонт ГБЦ или плановый технический осмотр состояния вашего двигателя.

При ремонте головки блока цилиндров клапаны снимаются, а после их возвращения назад требуется обязательная регулировка зазоров.

Признаки неисправности

Если клапана не были отрегулированы должным образом, при запуске двигателя появляется характерный цокот. Этот достаточно звонкий шум исходит из-под крышки блока. Особенно хорошо его слышно при увеличении оборотов.

Если зазор клапанов значительно больше положенного, звонкий цокот становится более отчетливым, шум появляется даже при небольших оборотах двигателя.

Регулировка

Чтобы выполнить регулировку зазора, необходимо использовать соответствующие регулировочные шайбы. Их устанавливают поверх толкателя клапанов.

Если грамотно подобрать регулировочную шайбу методом проб и ошибок, вы сможете вернуть оптимальные показатели зазора, тем самым восстановить нормальную работу двигателя.

Существуют определенные нормы относительно размеров зазоров в зависимости от клапана.

Тип клапана

Нормальный зазор

Допустимое отклонение

Процесс регулировки

Выполнить самостоятельно регулировку зазоров не сложно. Просто следуйте предоставленной инструкции, а также опирайтесь на видео советы и наглядные демонстрации процесса.

  1. Демонтируйте крышку блока и обработайте поверхности чистой ветошью. Нужно убрать следы моторного масла.
  2. Поставьте на шпильки крепежа крышки устройство для утапливания клапанных толкателей. Это самый обычный рычаг с ручкой.
  3. Установите поршень первого цилиндра в положении ВМТ — верхняя мертвая точка. Чтобы это сделать, демонтируйте крышку ремня привода распредвала и проверните коленвал по ходу его вращения. Метки на шестерне привода распредвала и задней крышке шестеренки должны совпасть. Если вынуть пару свечек зажигания, провернуть коленвал будет проще.
  4. После совмещения меток коленвал проворачивается еще примерно на 50 градусов, не более. Так вы сможете отвернуть кулачку распредвала от толкателей клапанов.
  5. Используя щуп, проверьте состояние зазоров на 1-3 клапанах и на 5. Если зазор отличается от нужного, методом замены регулировочных шайб верните нужные параметры.
  6. Чтобы отрегулировать зазоры, толкатели немного утапливаются, чтобы вы могли освободить регулировочные шайбы. Утапливаются толкатели методом отжима рычага. Не отпускайте его и зафиксируйте в нужном положении. Обязательно фиксатор ставится таким образом, чтобы он оказался между краем толкателя и распредвалом.

Фиксация толкателя

  1. Подденьте регулировочную шайбу с толкателя, поддев ее плоской отверткой. На обратной стороне шайб обычно наносится отметка с размером. Если нет, придется замерить вручную. Запишите где-нибудь, какая толщина используемой шайбы, и ориентируясь по размерам, выберите новую шайбу.
  2. Новые регулировочные шайбы обязательно устанавливаются цифрами вниз. Утопив устройство для сжатия толкателя клапанов, фиксатор можно убрать.
  3. Проверьте зазор. Если потребуется, проведите операцию еще раз, взяв шайбу больше или меньше предыдущей.
  4. Завершив регулировку, коленвал проворачивается на 360 градусов, что открывает доступ к 4, 6, 7 и 8 клапанам. Их регулировка выполняется аналогичным образом.

Проблемные сальники

Помимо регулировки клапанов, крайне важно проверить текущее состояние сальников.

Сальники клапанов предназначены для предотвращения пропуска излишнего количества моторного масла. В идеальном рабочем состоянии они плотно прилегают к клапану и пропускают только то количество масла, которое необходимо для обеспечения эффективной смазки.

Сальники клапанов

Их приходится иногда менять, поскольку используемая для изготовления сальников резина со временем стареет, теряет эластичность. Как результат, сальник пропускает больше масла, чем требуется. Растет потребление масла двигателем, возникают проблемы в системе смазки и не только.

Потому предлагаем вам инструкцию по их замене.

  1. Работа начинается с обязательного снятия минусовой клеммы с аккумуляторной батареи.
  2. Отключите контакты от катушки зажигания, уберите их в сторону. Свечи лучше не выкручивать, иначе вы рискуете обеспечить цилиндры внушительным количеством грязи в процессе ремонта.
  3. Отключите от клапанной крышки пару резиновых трубок. Ослабьте крепежные винты крышки клапанов и открутите их. В последующем все мелкие детали, гайки, болты складывайте в отдельную баночку, чтобы ничего не потерять.
  4. Снимите клапанную крышку и п ару прокладок. Лучше всего эти прокладки сразу заменить.
  5. Чтобы не снимать боковую крышку ГБЦ, которая закрывает цепь и звездочки распредвала, можете отвести звездочки в крышку до упора и вывести из них валы.
  6. Снимите свечи зажигания. Первым делом вставьте масляный щуп в отверстие свечей до тех пор, пока конец упрется в поршень. После этого аккуратно прокрутите шкив, пока щуп не застопорится перед опусканием.
  7. С помощью маркера или краски сделайте на звездочках и цепи метки, зафиксировав необходимое положение зубцов в цепи. Так вы сможете при обратной сборке правильно вернуть цепь на зубья, на которых она располагалась перед демонтажными работами.
  8. Открутите звездочки, используя рожковый или накидной ключ. Чтобы цилиндры при этом не проворачивались, зафиксируйте большой шкив снизу под колесом ключом.
  9. Снимите бугели крепления валов. Первым снимается тот, который возле звездочек. Далее снимаются все остальные, придерживаясь порядка ослабления. Уложите все элементы на ветошь в том порядке, в котором вы их снимали. Так вы не запутаетесь при обратной сборке.
Читать еще:  Как снять двигатель ваз 2109

Процедура замены

  1. Демонтируйте со своих гнезд звездочки. Первую легко извлекают в районе боковой крышки ГБЦ, если перед этим снять датчик положения вала. Он удерживается на одном болтике, потому тут проблем возникнуть не должно.
  2. Освободив от бугелей валы, поднимите их немного с помощью плоской отвертки, после чего выньте из звездочек.
  3. Сняв валы, уберите ближнюю звезду и закрепите цепь с небольшим натяжением.
  4. Далее демонтируются стаканчики клапанов. Они блестящие, потому перепутать сложно. Хотя никаких фиксаторов для стаканов не используется, с их демонтажем могут возникнуть проблемы. Они прилипают изнутри. Попробуйте использовать мощный магнит.
  5. Снимите пружины. Чтобы это сделать, вам потребуется рассухарить клапаны на 1 и 4 цилиндрах. Это обусловлено тем, что на них поршень находится в ВМТ. Крайний кронштейн закрепите болтом, используя подходящее отверстие в головке блока. Вторым кронштейном нажмите рывком на шайбу до упора. Сухарики должна освободиться, после чего вы их аккуратно извлекаете из посадочных мест намагниченной отверткой.
  6. Выньте пружины вместе с шайбой. Разложите их на столе в том порядке, в котором извлекали. Все, мы наконец-то добрались до наших сальников.
  7. Плоскогубцами демонтируйте старые сальники. На это может уйти достаточно много времени.
  8. Наденьте новые сальники, обработав их перед этим моторным маслом.
  9. Запрессуйте на место, воспользовавшись шайбой или трубкой нужного диаметра.
  10. Верните на место пружинки, засухарьте. Тут нужно быть максимально аккуратными и внимательными. Рекомендуем закрыть двигатель ветошью. Засухарив клапаны 1 и 4 цилиндров, переведите поршни 2 и 3 цилиндров в ВМТ, после чего повторите операцию.
  11. Засухарив последний клапан, приступайте к обратной сборке узла. Здесь четко соблюдайте обратную последовательность.

Обратная сборка не редко доставляет проблемы тем, кто не учитывает полезные советы по ходу разборки узла — нанесение меток, раскладка демонтированных деталей в последовательности, складирование крепежей в отдельные емкости и пр.

Отрегулировать клапаны и поменять на них сальники — задача не самая простая, но возможная для выполнения своими руками. Наберитесь терпения и следуйте инструкциям.

Регулировка клапанов ВАЗ 2108 ,2109,21099,2110,2118

Для проверки регулировки клапанов ВАЗ 2109 нужно щупы 0.10-0.50 мм ,инструмент для замены шайб и сами шайбы.

Регулировка клапанов в автомобилях ВАЗ 2108,2109,21099,2110,2118 с восьми клапанными двигателями ВАЗ 21081,ВАЗ2108, ВАЗ 21083,ВАЗ 21084 , ВАЗ 2118 по регламенту производится каждые 20-30 т. км. Это необходимо делать для правильной работы газораспределительного механизма. Вообще существует определённый порядок регулировки клапанов, но в некоторых книгах встречается информация о том, что порядок регулировки клапанов значения не имеет, т.е. ставим ВМТ или метки и проверяеи 1 цилиндр, превернув распредвал на 90 град.-3 цилиндр, потом 4й и 2й.

Зазоры на холодном двигателе между распредвалом и толкателем должны быть 0,20 мм(+-0,05) для впускных клапанов и 0,35 (+-0,05) на выпускном клапане, т.е. к примеру на выпускном клапане минимальный зазор должен быть 0,30 мм и максимальный 0,40,другими словами щуп 0,30 должен «входить» и щуп толщиной 0,40 мм не должен. Если щуп 0.40 влазит то подбираем шайбу потолще и меняем её. Если зазор будет меньше, то клапан сможет закрываться на прогретом двигателе, что способствует его прогару клапана- седла (повреждению),влечёт к потере давления, компрессии и падению мощности как таковой, и ведёт к ремонту ГБЦ стоимостью от 500 грн. если зазор наоборот увеличен, то прослушивается повышенный стук, «шелест клапанов» как говорят, повышенный износ распредвала, ударные нагрузки, что само по себе не приятно, поэтому регулируйте зазоры вовремя, оссобенно если ездите на газу, т.к. выпускной клапан изнашивается быстрее и зазор уменьшается.

Читать еще:  Ваз 2106 регулятор напряжения

Итак перед регулировкой желательно запастись новой прокладкой клапанной крышки, геметиком, например силиконовым но лучше специальным прокладочным и к мастеру или если у Вас есть приспособления для замены шайб, набор щупов, пинцет, набор шайб и руководство по ремонта автомобилей ВАЗ 2108-21099 то можно попробовать и самому,но учтите , что экономите Вы 250-450 грн. , а рискуете большим.

Как Вы уже поняли зазор регулируется подбором, или изменением толщины регулировочной шайбы.

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Устройство двигателя на автомобилях ВАЗ 2109-2108 таково, что приходится иногда, хоть и не часто, регулировать зазоры клапанов. Конечно, эта процедура немного отличается от моделей ВАЗ «классика», так как в данном случае необходимо подбирать по толщине регулировочные шайбы. Именно из-за этого эта операция немного более трудоемкая. Также, для выполнения данного типа обслуживания, понадобится специальное приспособление, так называемая рейка. Более полный перечень необходимых инструментов приведен ниже:

  • приспособление для регулировки
  • трещотка и головка на 10
  • длинногубцы или пинцет
  • отвертка крестовая
  • набор щупов плоских
  • регулировочные шайбы

Прежде чем приступать к выполнению этой процедуры, необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

Стоит также иметь ввиду, что описанные регулировочные работы обязательно должны проводиться при температуре двигателя не более 20-25 градусов, то есть на полностью холодном (в летнее время).

Видео обзор по регулировке зазоров клапанов на ВАЗ 2109, 21099 и 2108 (инжектор + карбюратор)

В приведенном ниже видео показан весь процесс наиболее наглядно. Записывал я все это буквально несколько дней назад, и старался делать все доступно и понятно каждому. Обзор был сделан на примере 8-клапанной инжекторной десятке, но разницы между 2109 нет никакой, даже если это карбюраторная модель (отличия только в снятии клапанной крышки).

А для тех владельцев, кто привык к текстовой информации, ниже все описано именно таким образом с пояснением в картинках по принципу многих официальных инструкций по ремонту и эксплуатации.

Итак, когда крышка снята и метки ГРМ выставлены, то в этот момент можно измерять тепловые зазоры между толкателем и клапанами: 1, 2, 3, 5. Убедитесь, что на всех клапанах кулачки распредвала смотрят вверх. Зазор на впускных клапанах считается номинальным при величине 0,20 (+-0,05) мм, а на выпускных 0,35 (+-0,05) мм. Если смотреть на двигатель со стороны передней части автомобиля, то клапана располагаются так: выпуск-впуск-впуск-выпуск, и так далее.

Если зазор отличается от оптимального значения, необходимо подобрать нужную по величине шайбу. То есть, проще говоря, если шайба была с размером 3, 45 мм, а зазор для впускного клапана составил 0,30 мм, то новая шайба должна быть толще на 0,10 мм, то есть получается = 3,55 мм. Думаю, что смысл ясен!

Теперь более подробно о том, как извлечь регулировочную шайбу из толкателя. Для этого устанавливаем специальную рейку на шпильки крепления клапанной крышки и фиксируем ее гайками. Наглядно это показано на фото ниже:

Теперь рычагов прижимаем клапан вниз и подставляем упор, который идет с рейкой в комплекте, чтобы зафиксировать толкатель в прижатом состоянии:

После чего можно пинцетом или длинногубцами вынимать регулировочную шайбу:

Смотрим на ее толщину:

И подбираем необходимую по толщине по той методике, которая описана выше в статье. После того, как все 4 клапана отрегулированы, то можно приступать к остальным четырем. Для этого необходимо провернуть коленчатый вал ВАЗ 2109-2108 на один полный оборот. Это можно посмотреть по метке на маховике через отверстие в картере КПП. Проворачивать коленвал удобно следующим образом:

  • вывешиваем переднее колесо
  • ставим рычаг КПП на четвертую передачу
  • и рукой (можно даже ногой) прокручиваем колесо, смотря при этом на метку на маховике

Когда коленчатый вал сделал один оборот, то можно приступать к регулировке 4, 6, 7 и 8 клапана. Все делаем по аналогии. По окончании устанавливаем все снятые детали на место, и заводим двигатель. Обязательно ждем, пока он прогреется, и слушаем, нет ли посторонних стуков. Если все в норме, машина хорошо заводится, нет проблем в работе мотора, стуков не обнаружено, значит работа выполнена успешно!

Остались какие-то вопросы, задавайте, попробуем решить вместе!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector