Sgp55.ru

Автомобильный Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка указателя и датчика уровня топлива ВАЗ-2107

Проверка указателя и датчика уровня топлива ВАЗ-2107

Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком БМ-150, который установлен в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки.

Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы, когда в баке остается 4–6,5 л топлива.

Исправность датчика указателя топлива можно проверить омметром.

Данные для проверки датчика указателя уровня топлива

Стрелка прибора постоянно показывает полный бак.

При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика.

Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен.

В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на массу.

Для проверки снимаем щиток приборов (см. Снятие щитка приборов), отсоединяем от указателя розовый провод с красной полосой и включаем зажигание.

Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод. Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак.

При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика (вывод «Т») и соединяем его с «массой».

Если стрелка отклонилась – датчик неисправен.

Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов и соединяем с «массой» вывод указателя уровня топлива, к которому подсоединяется розовый провод с красной полосой.

Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем топлива.

Замена датчика указателя уровня топлива

Снимаем пластмассовую накладку топливного бака.

1. Отсоединяем два провода от выводов датчика, предварительно пометив их расположение.

Крестообразной отверткой ослабляем винт крепления хомута топливного шланга и снимаем шланг со штуцера топливозаборника.

Ключом «на 7» отворачиваем шесть гаек

Аккуратно вынимаем датчик из бака. Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности

Под одну из гаек датчика устанавливаем «массовый» провод

Сообщества › DRIVE2 Audi 80 Club › Блог › Подскажите, как проверить работоспособность указателя уровня топлива на приборной панели

Подскажите, как проверить работоспособность указателя уровня топлива на приборной панели?
Немного уточню вопрос, если вытащить сам прибор из приборки и проверить его.
Так как датчик температуры работает исправно.

Комментарии 6

Немного уточню вопрос, возможно ли проверить сам прибор, вытащенный из панели?

Это омметр. Точнее, этот датчик измеряет сопротивление.
Как проверять калибровку омметра, можешь узнать в интернете) Знаю, что в домашних условиях это сделать довольно сложно при отсутствии навыков работы с электрооборудованием, и довольно просто при наличии опыта.

Спасибо. Постараюсь сегодня потерзать человека, сведущего в этих делах.

www.drive2.ru/cars/audi/8…ment26/3/journal/2972209/
вот почитай, или обратись к ТС, думаю он тебе подробно расскажет!

берешь переменняй резистор, подключаешь вместо датчика топлива и проверяешь. в камасутре кстати есть определенные номиналы при которых показометр становится на минимум и на максимум так что можешь проверить.

Ну проверяют просто, один провод который подходит на датчик на баке соединяют на массу, по моему коричневый и включают зажигание стрелка должна дойти до максимума, главное не переусердствовать.Другое дело в том что он часто показывает ерунду из за неисправности стабилизатора на приборке.

Как проверить датчик уровня топлива мультиметром

Хороший мануал по выявлению неисправностей ДУТ.
ИСТОЧНИК с картинками: vaz2109.net/electrooborud…ika-topliva-vaz-2109.html

Если на Ваз 2108 2109 21099 не работает указатель уровня топлива, то необходима проверка датчика уровня топлива. ДУТ — датчик уровня топлива располагается в бензобаке и представляет собой рычажок на котором закреплен поплавок. В зависимости от уровня топлива в баке поплавок двигается вверх-вниз, при этом рычажок перемещается по реостату датчика изменяя его сопротивление.
Датчик уровня топлива для высокой и низкой панели внешне ничем не отличаются, но у них немного разные сопротивления.
У высокой панели приборов — сопротивление от 238 до 262 Ом стрелка уровня должна располагаться в начале шкалы. Затем при уменьшении сопротивления и приближение его к значению 59-71 Ом, стрелка находится в середине шкалы. При 17-23 ом, стрелка перемещается в начало шкалы, что будет соответствовать полному баку топлива Ваз 2108 2109 21099 .
Для указателя на низкой панели приборов, значения сопротивления немного отличаются:
Сопротивление 285-335 ом — стрелка находится в начале шкалы.
Сопротивление 100-135 ом — в середине шкалы, что соответствует половине бака.
Сопротивление 7-25 ом — в конце шкалы, топливный бак полный.
Поэтому в продаже датчики уровня топлива бывают для высокой и низкой панели. У инжекторных моделей датчик топлива располагается в бензонасосе, но принцип действия у него такой же.
Исходя из написанного выше самое первое что нужно сделать если не работает указатель уровня топлива это проверить сопротивление датчика:
1) Снимаем заднее сидение и откручиваем защитную крышку.
2) Отсоединяем провода от датчика топлива.
3) Откручиваем датчик уровня топлива и осторожно достаем его из бензобака.
4) Теперь с помощью мультиметра в режиме омметра замеряем сопротивление датчика при различных положениях поплавка: поплавок висит под собственным весом — сопротивление должно быть около 280-330 Ом. Поднимаем поплавок до упора вверх — сопротивление должно быть 7-20 Ом. Цифры приведены для низкой панели приборов.
5) Если при движении поплавка датчик не меняет своего сопротивления или оно существенно отличается от необходимого, то такой датчик необходимо заменить.
6) Если датчик исправен внимательно осматриваем разъем датчика, провод на массу от датчика. Не должно быть окисей и ржавчины. Так как датчик уровня топлива Ваз 2108 2109 21099 — это переменное сопротивление, то окись и плохой контакт мешают его правильной работе.

Читать еще:  Как проверить масло на оригинальность

Далее рассмотрим что нужно делать если датчик исправен, но указатель уровня топлива всеравно не работает:
1) Разъем датчика топлива имеет два провод голубой и розовый. От розового работает стрелка указателя уровня, от голубого — лампочка низкого уровня топлива в баке.
2) Берем перемычку — кусок обычного провода и с помощью него замыкаем на массу розовый провод при включенном зажигании. Стрелка уровня топлива при этом должна показывать полный бак.
3) Теперь перемычкой соединяем голубой провод с массой — должна загореться лампочка низкого уровня топлива в баке Ваз 2108 2109 21099.
4) Если при замыкании на массу не срабатывает указатель, то либо причина в самом указателе, либо в проводах от датчика топлива к панели приборов.
То есть просто нужно запомнить, что розовый провод датчика топлива отвечает за перемещение стрелки, голубой — за включение лампочки низкого уровня топлива. Как видно из написанного проверка датчика топлива и указателя уровня топлива Ваз 2108 2109 21099 не представляет собой ничего сложного.

О количестве оставшегося топлива в бензобаке мы узнаем от указателя уровня топлива, получающего информацию от специального датчика уровня топлива (ДУТа). Существует 3 вида таких датчиков. С 80-х годов распространен реостат, другие два — это графические и цифровые, которые недавно начали устанавливаться в автомобилях и уверенно вытесняют реостаты.

Реостат

Принцип действия реостата заключается в перемещении стрелки индикатора биметаллическими полосами. Положение, которое занимает полоса, зависит от создаваемого в цепи датчика сопротивления. В бензобаке устанавливается поплавок, включающий специальный рычаг. При возрастании уровня топлива сопротивление снижается, увеличивается напряжение тока, нагревающее полосу, которая, в свою очередь, перемещает стрелку индикатора.По мере снижения уровня топлива, поплавок опускается и уменьшает напряжение цепи. Напряжение тока уменьшается, и биметаллическая полоса перемещает стрелку индикатора.Другими словами, при разрыве цепи, датчик перестает работать, что говорит о пустом баке, аесли возникает короткое замыкание – о полном.

Магнитный датчик топлива

Этот датчик использует магнит, размещенный в магнитном поле. Оно создается с помощью 3 катушек индуктивности.

Особенность системы в том, что значительная часть напряжения подается сразу на все три катушки, и лишь оставшаяся попадает на первый виток. В зависимости от положения магнита, эта составляющая будет меняться. Показания такого датчика более точны, чем у реостата и адекватно реагируют на изменение уровня топлива.

Электронный ДУТ

Это современное устройство для отображения уровня топлива в баке. Для этого используетсяцифровой дисплей, работающий на основе данных сопротивления той же цепи. Регулятор напряжения получает информацию о сопротивлении и «решает», какую часть дисплея надо включить в работу для отображения информации об уровне топлива.

Методы проверки работы датчика

Известно множество способов проверки работоспособности ДУТа. Самый распространенный – измерить сопротивление цепи. Для этого нужно подключить к открепленным контактам омметр и изучить показания. Если они отличаются от нормы, вы обнаружили причину неисправности. После этого нужно провести замену датчика уровня топлива. Можно использовать и подручные средства. Например, вставить в бак чистый щуп итаким образом проверить полноту бака. Точные показания в данном случае необязательны, приблизительные тоже подойдут.

Другой способ проверки предполагает полный слив бензина и постепенное доливание. На каждом этапе контролируется уровень сопротивления датчика. Оно должно постепенно меняться.

Другие причины неисправности датчика:

  • В поплавке образовалось отверстие, в результате он недостаточно погружается в бензин
  • Произошла деформация топливного бака, и он мешает нормальному перемещению поплавка
  • Могут быть дефекты рычага поплавка. Это чаще всего обломы и перегибы

Если датчик в порядке, проблема, скорее всего, заключается в указателе топлива или электрической проводке. Для проверки проводов замерьте их сопротивление.

Проверяем указатель уровня топлива

Указатель уровня топлива также можно продиагностировать несколькими способами. Для этого достаньте датчик из бензобака и включите зажигание. Рычаг поплавка перемещайте в разные стороны. Если нет изменения показаний прибора, он действительно неисправен. Можно также провести диагностику с помощью специального тестера калибровки. Его нужно подключить вместо ДУТа и изменить сопротивление цепи. В случае, если стрелка прибора не реагирует, указатель требует замены. При использовании магнитного датчика, сопротивление цепи проверяется при помощи омметра. Нормой считается сопротивление в 10-15 Ом.

  • Как проверить датчик топлива
  • Как отрегулировать топливный насос
  • Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
  • – отвертка,
  • – вольтметр.

  • Омметр (мультиметр, тестер).
  • Комплект инструмента для снятия датчика.
  • Тряпка или салфетки.

Что делать, если указатель неправильно показывает уровень топлива?

Эксплуатировать автомобиль становится крайне неудобно, если врет или не работает указатель уровня топлива на приборной панели. Чтобы не попасть в безвыходную ситуацию с пустым баком, водителю приходится записывать показания одометра и вычислять приблизительный пробег по расходу горючего. Другой вариант – постоянно возить в багажнике запасную канистру, наполненную бензином или соляркой. Избавление от перечисленных неудобств — поездка на автосервис либо самостоятельная диагностика и устранение неисправности.

Как функционирует прибор?

Чтобы самому разобраться в проблеме, нужно понимать, как осуществляется замер уровня горючего и передача информации указателю прибора. Схема, реализованная в большинстве транспортных средств, включает следующие основные элементы:

  • поплавок, изготовленный из легкого полимера, погружен в бензобак и зачастую совмещен с блоком насоса;
  • датчик бензина – потенциометр (иначе – реостат) рычажного типа;
  • стрелка указателя со шкалой;
  • соединительные провода.

Во многих современных автомобилях к системе подключен электронный блок управления.

Читать еще:  Сколько нужно масла для замены в акпп

Классический реостат представляет собой открытую катушку из проволоки повышенного сопротивления. Рычаг, оснащенный контактом и прикрепленный к поплавку, поднимается либо опускается вместе с уровнем горючего в баке, а контакт перемещается по виткам обмотки. Классическая схема работает просто:

  1. Реостат и стрелочный прибор включен в цепь последовательно, оба питаются от автомобильной бортовой сети.
  2. При перемещении поплавка с рычагом сопротивление потенциометра меняется.
  3. Изменение сопротивления вызывает повышение либо снижение силы тока в цепи, на что реагирует стрелка указателя. Шкала проградуирована по значениям сопротивления, соответствующим наполнению бензобака.

Обновленная версия системы работает с участием контроллера. Стрелка уровня топлива получает обработанный цифровой сигнал от электронного блока, подающего питание на потенциометр. Принцип работы не меняется, но схема позволяет получать более точные показания.

Распространенные неполадки

Система контроля над объемом топлива в бензобаке подвержена таким неисправностям:

  • стрелочный указатель лежит на нуле независимо от количества оставшегося в баке горючего;
  • прибор неправильно показывает уровень топлива – врет в большую либо меньшую сторону;
  • стрелка «скачет» или меняет показания за короткий промежуток времени;
  • не горит желтый индикатор минимального остатка топлива.

Справка. В некоторых отечественных моделях машин топливный датчик врет еще с завода. Пример – внедорожник Chevrolet Niva первых выпусков, где прибор сильно занижает реальный уровень бензина. Водитель, ориентируясь на указатель, заезжал на заправку, но обнаруживал доверху полный бак.

Причин падения стрелки на ноль встречается несколько:

  1. Заедание либо заклинивание рычага.
  2. Поплавок потерял герметичность и опустился на дно.
  3. Разрыв электрической цепи из-за окислившихся контактов или проблемы с проводкой.
  4. Поломка самого индикатора либо рычажного датчика – потенциометра.

Обычно неправильные показания и «скачки» стрелки – это следствие загрязнения реостата и бегунка. На автомобиле с большим пробегом эти детали могут износиться – тонкий слой на пластинах истирается, отчего между ними и бегунком пропадает контакт.

Датчик уровня топлива в баке посылает противоречивые сигналы, отражающиеся на приборной панели.

Одна из причин неработающего индикатора минимального уровня – перегоревшая лампочка на панели приборов. Реже встречаются проблемы с концевым контактом, находящимся внутри бака, либо обрыв электропроводки. В новейших системах лампа и вовсе загорается по команде контроллера, когда сопротивление рычажного потенциометра достигнет определенного значения.

Диагностика и способы ремонта

Чтобы осуществить проверку и выявить неисправность, выполните ряд подготовительных работ:

  1. Отыщите в автомобиле технологический люк, открывающий доступ к блоку электробензонасоса и поплавкового механизма. Обычно располагается под задним диваном, где установлен топливный резервуар.
  2. Открутите прижимной фланец и вытащите узел через отверстие. Почистите все контакты и пластину реостата, установите блок на место.
  3. Подготовьте «контрольку» с лампочкой и мультиметр.

Первым делом нужно точно определить «виновника» – проверить отдельно датчик и указатель. Работоспособность прибора диагностируется следующим образом:

  1. Включите зажигание и подсоедините один зажим мультиметра или контрольной лампочки к массе авто.
  2. Второй контакт подключите к плюсовой клемме провода, выходящего в технологический проем. Измеритель должен показать напряжение бортовой сети.
  3. Снимите плюсовую клемму и замкните ее на массу. Если прибор на панели исправен, стрелка покажет полный бак. Значит, не работает датчик уровня топлива.
  4. Если к бензобаку приходит 2 провода, поочередно соединяйте их с массой автомобиля. От одного должна загореться контрольная лампа, от второго – указатель переместиться на максимум. Если наблюдаются перечисленные признаки, меняйте датчик.

В том случае, когда на проводах имеется напряжение 12 вольт, но после замыкания на массу стрелочный указатель не реагирует, придется разбирать торпедо и снимать прибор. Аналогичные действия предпринимаются при нерабочем индикаторе минимального остатка бензина.

Самостоятельно проверить обновленную систему, устанавливаемую в машины последних лет, несколько сложнее, простое замыкание клемм ничего не даст. С помощью мультиметра убедитесь, что на проводах присутствует напряжение питания, а затем нужно подключить к ним другой, работоспособный датчик. Если при шевелении поплавка стрелка на приборной панели реагирует, элемент следует заменить.

Тщательная очистка бегунка и витков реостата помогает в том случае, когда банально врет датчик уровня топлива. Подвижный контакт можно аккуратно перегнуть, чтобы он проходил по неизношенной части витков. Очищайте токонесущие полоски потенциометра мягкой тканью, пропитанной спиртом, чтобы не повредить поверхность элемента.

Некоторые неисправности бензинового датчика можно устранить в гаражных условиях:

  • «утонувший» поплавок с трещиной меняется в сборе с рычагом либо отдельно (зависит от марки авто);
  • оторвавшиеся проводники соединяются с помощью обычного паяльника;
  • поврежденная пластинка реостата меняется на новую при условии, что запчасть к вашему автомобилю найдется в продаже.

На данный момент ремонт датчика уровня топлива становится неактуальным. Учитывая стоимость нового элемента, проще и надежнее поменять нерабочую деталь.

Если указатель и измеритель остатка бензина исправен, но стрелка прибора врет, попробуйте произвести регулировку. Аккуратно подогните штангу поплавка в нужную сторону и снова проверьте показания. Чтобы добиться максимальной точности, операцию наверняка придется повторить несколько раз.

Это стрелочник виноват!

Стрелочные указатели на щитке приборов самые традиционные — с них по существу и начиналось оснащение первых автомобилей приборами, позволявшими более-менее объективно судить о режиме работы машины. Помимо спидометра, о фокусах которого не раз говорили, на приборном щитке обычно располагаются также указатели уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. Эти «стрелочники» есть почти на любом автомобиле. Но в компании с ними нередко оказываются и другие приборы — амперметры, вольтметры, эконометры и т. п. На некоторых автомобилях встречается и указатель давления масла, хотя многие автопроизводители нынче от него отказались, полагая, что эта информация чрезмерна для современного автомобилиста. Возможно, стоило бы узнать его мнение. Разве смазка для деталей менее важна, чем температура?

Читать еще:  Через сколько менять масло в двигателе

От принятой схемы зависит алгоритм работы прибора. Современный вы наверняка сочтете наиболее логичным: пока машина не работает, стрелка температуры, давления и т. д. на нуле. После пуска двигателя стрелка начинает свое движение «в плюс», а не наоборот, как в старой схеме. Там выключение двигателя перебрасывало стрелку к верхнему краю шкалы! Конечно, некоторые люди способны привыкнуть к чему угодно, но зачем их к этому вынуждать?

Одним из самых проблемных традиционно остается указатель уровня топлива в баке с его датчиком. Во-первых, судить об остатке топлива только по его уровню некорректно — для этого надо встроить в машину бак, горизонтальное сечение которого на разных высотах одно и то же, как у цилиндрической бочки, стоящей вертикально. Для современного легкового автомобиля это нонсенс. На худой конец бак должен иметь хотя бы форму параллелограмма, но и это для легковой машины неприемлемо — мало места. В то же время заводской бак очень технологичен: минимум операций, минимум потраченного металла, но, увы, плата за это — нелинейный характер изменения остатка топлива в зависимости от его уровня. Только самый наивный человек может всерьез доверять указателю уровня топлива и, заехав на заправку на новенькой машине, смело заказать: «Мне — тридцать литров!» Вылить несколько литров на землю — и невыгодно, и негигиенично, и пожароопасно, и асфальт портит, и воздух…

Полезно помнить, что сами датчики уровня топлива чаще всего невзаимозаменяемы. Например, датчик от ВАЗ-2101 — 2107 никак не встроить в бак «восьмого» семейства — размеры не позволяют. Впрочем, это всякому очевидно. А вот параметры датчиков на автомобилях АЗЛК и ГАЗ разные, хотя сами приборы очень похожи (легко спутать!). Более того, параметры датчиков на разных моделях одной марки могут существенно различаться — при покупке будьте внимательны.

Но все сказанное — цветочки, если мы вспомним, что на ходу надо учитывать поведение автомобиля в динамике, особенно если на нем плоский горизонтальный топливный бак, топливо в котором колышется при ускорении, замедлении, на поворотах, на неровной дороге. Автомобилей с вертикальным баком (как у «жигулей»-седанов) немного, хотя надо признать, что даже их датчики начинают врать, когда машина испытывает продольное ускорение или замедление.

Как с этим бороться? Нынче ведь и топливный бак можно полностью «электрифицировать», но во сколько это обойдется! (Автолюбители уже давно это делают сами — ставят бортовой компьютер, который учитывает все необходимое: количество топлива в баке неподвижного автомобиля, его расход, остаток и т.д.). А чтобы стрелка не сводила с ума, штатный указатель оснащен демпфером, не позволяющим ей реагировать на быстрые колебания уровня. Вспомните: после включения зажигания стрелка довольно медленно движется по шкале, пока остановится на правильных показаниях. Увы, демпфер всех проблем не решает. Например, автомобиль долго движется на подъеме горной дороги или с креном по косогору… Силы статические. Это учитывают, стараясь разместить поплавок датчика ближе к центру бака. Насколько это удается. У всех по-разному.

С датчиком уровня топлива можно как-то поиграть, например подгибая рычаг. Самое грубое вранье этого стрелочника (например, бак якобы переполнен литров на 15!) обычно удается устранить. Остальные датчики нерегулируемые. Если врут — жалуйтесь на изготовителя!

Принципиальная схема включения указателей в современном виде для российских авто и многих иномарок. Указатель имеет три электрических вывода, один из которых обязательно «плюс» после включения зажигания, второй — «минус», третий — провод связи с датчиком, размещенным в моторном отсеке или топливном баке. Такая схема работы приборов реализована на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, «ИЖ-Ода» и последних моделях «Москвич».

Схема включения указателей на старых моделях АЗЛК-412, 2140, ИЖ, ЗАЗ (от 965 до 968). Старые указатели и современные невзаимозаменяемы! Если вы хотите усовершенствовать дедушкин автомобиль — покупайте соответствующую пару указатель-датчик.

Наиболее изученный нашим населением «вертикальный» бак классических «жигулей»-седанов — и тот не без фокусов, особенно в начале и конце шкалы указателя. Характеристика переменного резистора (нихромовой проволоки, намотанной на диэлектрический каркас) по высоте подъема поплавка не стыкуется с нелинейным изменением сечения бака, к тому же поплавок движется не строго по вертикали, а закреплен на поворачивающейся оси.

Перед вами (слева направо) триада — топливо, температура, давление. Слева — датчики уровня бензина. В центре — температурный датчик с указателем. Чувствительный элемент — биметаллическая пластина, прогибающаяся в зависимости от температуры и через движок меняющая сопротивление реостата. Справа — датчики давления. Здесь тоже есть реостат, движок которого перемещается под действием прогибающейся от давления подпружиненной диафрагмы.

В новом указателе уровня топлива на впрысковых ВАЗах нет нихромовой проволоки, вместо нее определенного номинала резисторы, нанесенные на керамическую подложку. Они подобраны так, что позволяют судить об остатке топлива в баке более объективно. Но не обольщайтесь — обмануть может и этот прибор.

Одна из схем датчика уровня топлива (БМВ) с оригинальным демпфером. Поплавок ходит вверх-вниз в колодце-контейнере, сообщающемся с основным объемом бака через маленькие отверстия вверху (вентиляция) и внизу (дренаж). Скорость перемещения поплавка уже не меняется по воле волн — она ограничена скоростью перетекания топлива и воздуха через отверстия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector