Как правильно заряжать аккумулятор
Как правильно заряжать аккумулятор
На современном рынке химических источников постоянного тока многоразового использования наиболее распространенными являются аккумуляторы следующих шести типов:
У многих нередко возникает вполне резонный вопрос, как же правильно заряжать тот или иной аккумулятор, чтобы не испортить его раньше времени, чтобы продлить до максимально возможного срок его службы, и вместе с тем получить высокое качество его работы? Данная статья поможет получить ответ на этот вопрос применительно к разным типам аккумуляторов из наиболее распространенных сегодня.
Наиболее безопасным, традиционным способом зарядки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей является зарядка постоянным током, когда его значение в амперах не превышает 10% (0,1С) от значения емкости батареи в ампер-часах.
Несмотря на эту традицию, некоторые производители сами указывают точное значение максимально допустимого зарядного тока для конкретной батареи, и этот показатель в амперах часто доходит до 20-30% (0,2С-0,3С) от значения емкости батареи в ампер-часах. Так, если аккумуляторная батарея имеет емкость 55 ампер-часов, то начальный зарядный ток в 5,5 ампер – наиболее безопасное решение.
При этом следует помнить, что напряжение одной ячейки свинцово-кислотного аккумулятора не должно превышать 2,3 вольта , поэтому при зарядке постоянным током нужно следить за напряжением, например, батарея на 12 вольт состоит из 6 аккумуляторных ячеек, значит, общее напряжение в конце процесса зарядки батареи не должно превысить 13,8 вольт.
К примеру, если свинцово-кислотный аккумулятор емкостью 100 ампер-часов заряжали постоянным током в 20 ампер, то через 6-7 часов такой зарядки, 90% его емкости уже будет заряжено, далее следует установить режим постоянного напряжения, и через 17 часов зарядка будет полностью завершена.
Почему так долго? Потому что ток будет падать, а напряжение будет медленно, по экспоненте, приближаться к заданному значению в 13,8 вольт. Безопасно заряженный таким способом аккумулятор надежен как для буферного режима эксплуатации, так и для цикличного.
Есть еще один способ зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов, который подходит для цикличных режимов их эксплуатации. Этот способ позволяет зарядить аккумулятор за 6 часов.
Сила зарядного тока устанавливается на значение 20% от значения емкости батареи в ампер-часах, а напряжение — на 14,5 вольт (для батареи с номинальным напряжением 12 вольт), и так батарея заряжается в течение 5-6 часов, затем зарядное устройство отключается.
Справедливости ради стоит отметить, что современные качественные специализированные зарядные устройства попросту не допустят критических ситуаций в процессе зарядки.
Никель-кадмиевые аккумуляторы нужно заряжать с осторожностью, опасаясь перезаряда в самом конце, поскольку в процессе заряда положительного оксидно-никелевого электрода постепенно усиливается выделение кислорода, а коэффициент использования тока постепенно при этом снижается. Так, процесс заряда никель-кадмиевого аккумулятора сопровождается повышением его внутреннего давления.
Лучше всего производить зарядку никель-кадмиевых аккумуляторов при температуре от +10 до +30 градусов, поскольку при этом кислород поглощается отрицательным кадмиевом электродом с оптимальной скоростью.
Для цилиндрических аккумуляторов рулонного типа допустима скоростная зарядка, поскольку электроды там плотно собраны, однако эффективность их заряда в промежутке зарядных токов от 0,1С до 1С почти не меняется. В стандартном же для никель-кадмиевых аккумуляторов зарядном режиме, за 16 часов происходит полная зарядка элемента от 1 вольта до 1,35 вольт при силе тока 0,1С, а в некоторых случаях достаточно 14 часов.
Для ускорения заряда некоторых современных никель-кадмиевых аккумуляторов можно применить повышенный ток постоянной величины, однако в этом случае требуется особая система контроля, не допускающая перезаряда.
В основном, никель-кадмиевые аккумуляторы можно безопасно заряжать постоянным током 0,2С-0,3С за время от 6 до 3 часов, при этом лишь важно следить за временем заряда. Здесь даже допустим перезаряд до 120-140%, тогда разрядная емкость будет близка к номиналу аккумулятора.
Для никель-кадмиевых аккумуляторов свойственен эффект памяти, поэтому заряжать следует лишь полностью разряженный аккумулятор, иначе, из-за образовавшегося в результате недоразряда, лишнего двойного электрического слоя, батарея не сможет эффективно отдавать заряд полностью. Хранить никель-кадмиевые аккумуляторы нужно в полностью разряженном состоянии. Для зарядки никель-кадмиевых аккумуляторов также как и для других типов выпускаются специальные зарядные устройства.
Никель-металл-гидридные аккумуляторы были разработаны для замены никель-кадмиевых аккумуляторов. Они при тех же габаритах имеют на 20% большую емкость, и избавлены от эффекта памяти, поэтому их можно дозаряжать в любом состоянии. Однако, если никель-металл-гидридный аккумулятор хранился частично разряженным более 30 дней, то перед использованием его необходимо сначала полностью разрядить, и лишь потом снова полностью заряжать.
Хранить никель-металл-гидридные аккумуляторы нужно именно в частично заряженном состоянии, примерно на 40% от его номинальной емкости. Новые аккумуляторы, перед зарядкой для использования, полезно потренировать, полностью разрядив и зарядив их 4-5 раз, тогда рабочая емкость аккумуляторов будет больше, чем без такой тренировки.
Условия зарядки аналогичны никель-кадмиевым – при токе 0,1С, зарядка будет длиться от 15 до 16 часов по времени, эти рекомендации стандартны у всех производителей никель-металл-гидридных аккумуляторов; как и никель-кадмиевые, никель-металл-гидридные аккумуляторы чувствительны к перегреву, и нагрева выше 50 градусов допускать не следует.
Зарядка аккумуляторов этого типа производится постоянным током при напряжении от 1,4 до 1,6 вольт на аккумуляторную ячейку, а полностью разряженным считается аккумулятор с напряжением 0,9 вольт, дальнейший разряд будет вреден аккумулятору.
Когда никель-металл-гидридный аккумулятор заряжен почти полностью, он начинает греться сильней, поскольку энергия источника уже не идет на поддержание химической реакции заряда, и если зарядный ток достаточно высок, то и температура аккумулятора по завершении процесса зарядки начинает резко расти. Так, установив датчик температуры, можно следить за степенью зарядки, при этом максимально допустима температура не более +60 градусов. Для зарядки никель-металл-гидридных аккумуляторов продаются специализированные зарядные устройства.
Никель-цинковый аккумулятор обладает номинальным напряжением 1,6 вольт, то есть для зарядки нужно подать на него 1,9 вольт, при силе тока 0,25С. Он может быть полностью заряжен за 12 часов специальным зарядным устройством, причем из любого состояния. У него отсутствует эффект памяти, однако для продления срока службы, увеличения количества рабочих циклов никель-цинкового аккумулятора, следует заряжать его лишь до 90% емкости.
В остальном он похож на никель-металл-гидридный аккумулятор, но напряжение разряда здесь составляет 1,2 вольта, а количество рабочих циклов в три раза меньше. Максимально допустимая температура +40 градусов.
Литий-ионные аккумуляторы обычно заряжают сначала при постоянном токе от 0,2С до 1С при напряжении от 4 до 4,2 вольта в течение 40 минут, а затем постоянным напряжением 4,2 вольта на один элемент. Если зарядка осуществляется током 1С, то время полной зарядки литий-ионного аккумулятора составит всего 2-3 часа.
Если зарядное напряжение превысит 4,2 вольта, то ресурс литий-ионного аккумулятора снизится. Кроме того, литий-ионным аккумуляторам крайне не желателен перезаряд, т.к. это приводит к тому, что на отрицательном электроде осаждается металлический литий, а на аноде активно выделяется кислород, в результате чего может произойти тепловой разгон, повышение давления внутри корпуса аккумулятора, и это может привести к разгерметизации.
Таким образом, безопасным и правильным будет такой процесс заряда литий-ионного аккумулятора, при котором напряжение не превысит рекомендованное производителем аккумулятора значение.
В некоторых литий-ионных батареях присутствуют схемы защиты, предохраняющие литий-ионный элемент от перезаряда, защита срабатывает когда температура аккумулятора достигает значения +90 градусов. Некоторые батареи имеют встроенный механический выключатель, реагирующий на превышение давления внутри корпуса аккумулятора.
Часто встроенная в литий-ионный аккумулятор система контроля отслеживает значение входного зарядного напряжения, и при попадании значения в разрешенный диапазон, стартует процесс зарядки; если напряжение отсечки превышено или ниже нижнего допустимого значения, то зарядка просто не начнется.
Несмотря на это, следует с осторожностью относиться к процессу зарядки литий-ионных батарей, следить за напряжением и током. Вообще, каждый прибор, использующий литий-ионный аккумулятор, зачастую снабжен встроенным зарядным устройством, или комплектуется внешним зарядным устройством.
Литий-полимерные аккумуляторы не отличаются по способу зарядки от литий-ионных аккумуляторов. Разница лишь в том, что литий-полимерный аккумулятор содержит электролит не жидкий, а гелеобразный, и даже при перезаряде или перегреве не взрывается, как это происходит с литий-ионным собратом, а только вздувается. Это объясняет тенденцию к вытеснению с рынка литий-ионных аккумуляторов литий-полимерными.
Как заряжать свинцово кислотные аккумуляторы
Любой автомобильный аккумулятор имеет свойство терять свой заряд со временем. Происходит это по многим причинам, и не важно, пользуетесь ли Вы аккумулятором или нет, а заряд будет уходить.
![]() | |
Схематическое изображение устройства и структуры свинцово-кислотнного аккумулятора. |
Таким образом, зарядка свинцово кислотных аккумуляторов – это совершенно необходимое действие в процессе их эксплуатации.
Конечно, в автомобиле есть бортовой генератор, который и восполняет затраченный батарее заряд. Однако автомобильный генератор не зарядит Вашу батарею полностью, обычно батарея работает в промежуточном, средней заряженности режиме. Это скорее плохо, чем хорошо. Все дело в том, что такой режим может быть хорош летом, а вот с наступлением холодов заряд батареи резко падает. И если летом при заряженности батареи 60% Вы могли без каких-либо проблем завести машину, то зимой Вы после одной-двух неудачных попыток прокрутить стартер разрядите батарею полностью.
Таким образом, автомобильную аккумуляторную батарею время от времени нужно подзаряжать стационарным зарядным устройством. Тем самым Вы доведете заряд батареи практически до 100%, и Ваша батарея будет чувствовать себя явно лучше. При желании Вы также можете прогнать аккумуляторную батарею циклами заряд-разряд несколько раз, тем самым восстановив её полную емкость – со временем при использовании батарею в этом самом промежуточном состоянии заряда её емкость падает. И если у Вас батарея на 60 Ач, то после полугода такого использования в автомобиле, без стационарной подзарядки, Вы можете уже в процессе заряда обнаружить, что емкость снизилась, скажем, до 45 Ач. В таком случае батарею нужно восстанавливать, «раскачивать» циклами заряд-разряд.
Как заряжать свинцово кислотные аккумуляторы? Для этого понадобится зарядное устройство и базовые знания по самому процессу зарядки.
Зарядные устройства бывают импульсные и трансформаторные. Первые более современные, они компактны и дешевы – хотя технически они более сложны. Трансформаторные же устройства потихоньку уходят с массового рынка из-за своего большого веса, габаритов и цены. Но, тем не менее, если у Вас есть трансформаторное зарядное устройство, то не спешите менять его на импульсное – они, как правило, надежнее, да и само их изготовление более качественно.
Зарядные устройства делятся также на автоматические и не автоматические. Первые делают все сами, Ваши участие минимально, вторые же, соответственно, требуют
![]() | |
Фото зарядного устройства (Super 13) для зарядки АКБ. |
Вашей серьезной вовлеченности. Перед тем, как начать процесс зарядки, Вам необходимо решить, будете ли Вы снимать батарею или зарядка будет происходить прямо в автомобиле. Сняв батарею, Вы получаете к ней больший доступ, её удобнее почистить, удобнее выкрутить пробки и так далее. Но отсоединив батарею от машины, у Вашего бортового компьютера, скорее всего, собьются все настройки.
Так или иначе, зарядка свинцово кислотных аккумуляторов должна происходить в максимальной безопасности. Такие батареи имеют свойство выделять при зарядке газ, и он взрывоопасен. Вполне может случится ситуация, когда Вы слышите, что электролит начинает закипать – процесс срочно нужно прекратить. Таким образом, к батарее нужно иметь свободный доступ, будете Вы её вынимать или нет. А теперь рассмотрим сам процесс, как заряжать свинцово кислотные аккумуляторы.
Поверхность батареи нужно очистить, клеммы затереть до блеска. Откручиваем пробки, если таковые имеются, и замеряем уровень электролита. Если уровень ниже меток – восполняем электролит. Проверить нужно каждую банку. Если уровень будет ниже – будет осыпаться оголенная батарея, а это ускоренная смерть аккумулятора. К тому же, на зиму электролит нужно делать более плотным – так он лучше будет держать заряд на холоде. Если же у Вас батарея необслуживаемая, понятно, ничего Вы сделать не сможете.
Далее нужно подсоединить зарядное устройство. И выставить зарядный ток. Сила тока вычисляется из расчёта, что в амперах численно она должна быть равна одной десятой емкости батареи в Ач. Например, батарея на 60 Ач должна заряжаться током 6 А.
![]() |
Быстрая подзарядка свинцово-кислотной АКБ на автомобиле. |
Процесс зарядки будет длится примерно 20 часов. Если у Вас автоматическое зарядное устройство, то оно само будет следить за процессом заряда и само его прекратит – а Вы будете проинформированы лампочкой, индикатором и тд.
Если же у Вас зарядное устройство не автоматическое, то Вам придется больше контролировать процесс. После выставления зарядного тока через 20 часов его значение нужно уменьшить вдвое и так заряжать еще 2 часа. В последние часы нужно особенно внимательно следить за батареей, чтобы в ней не закипел электролит. Собственно, для этого и понижается сила тока в конце процесса – чтобы смягчить зарядку.
Герметичные необслуживаемые батареи обычно заряжают постоянным напряжением. В таком случае выставляется напряжение 14,4-14,5 В. А ток заряда в процессе будет падать – так как внутреннее сопротивление батареи будет расти.
Стоит также сказать, что очень важно соблюдать температурный режим. Батарею нужно заряжать, когда её температура около 20 градусов. Нельзя заряжать батарею на морозе. В то же время если Вы видите, что температура батареи при зарядке начинает доходить до 50 градусов, то это уже должно настораживать – может закипеть электролит.
Стационарную зарядку батареи рекомендуется делать хотя бы раз в сезон. Регулярная подзарядка продлевает срок службы аккумулятора, раскачивает его емкость. Проделав стационарную зарядку, Вы будете уверены, что сможете без проблем завестись, а Ваша батарея прослужит Вам дольше. При правильном уходе даже обычные кислотно-свинцовые батареи служат 5 лет и более.
Читайте так-же, другие обзоры

Как продлить срок службы тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов
Герметизированные тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы Volta bikes серии 6DZM предназначены для использования в лёгком электротранспорте. Свинцово-кислотные аккумуляторы устанавливаются почти во всех моделях электроскутеров и электроквадроциклов, некоторых моделях электровелосипедов и электросамокатов. Это неприхотливый и надёжный источник постоянного тока, не требующий какого-либо обслуживания на протяжении всего срока службы, который к тому же, стоит дешевле литий ионных аккумуляторов аналогичной ёмкости.
Обычно, тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы Volta bikes, при правильной эксплуатации, служат от 3-х до 4-х лет. В условиях постоянных полных разрядов, срок службы может сократиться до 2 лет. При эксплуатации с небольшим уровнем разряда, аккумуляторы могут работать до 5 – 7 лет. Соблюдая несложные правила, можно максимально увеличить ресурс тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов.
В начале эксплуатации, определите максимальное расчётное время заряда своей свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, разделив ёмкость батареи в ампер часах на силу тока зарядного устройства в амперах. Например, полностью разряженная (до 10.5v) аккумуляторная батарея 24v14Ah при температуре + 25 градусов Цельсия будет заряжаться зарядным устройством с силой тока 1.8А примерно 7.8 часа. (7 час. 50 мин. + / — 30 минут).
Свинцово — кислотные аккумуляторы – химический источник тока. При подаче тока от зарядного устройства, в аккумуляторе происходят одни химические реакции, при разряде аккумулятора – другие. Подробнее об этом можно прочесть здесь. На скорость протекания химических реакций влияет температура электролита. Оптимальная температура электролита +25 градусов Цельсия. Именно для этой температуры указана номинальная ёмкость аккумуляторов. При повышении температуры электролита, – их ёмкость увеличивается, при понижении – уменьшается.
Если температура аккумуляторов ниже рекомендуемой для зарядки (18 – 25 градусов Цельсия), то время их зарядки увеличится пропорционально снижению температуры. При температуре ниже +10 градусов Цельсия, эффективность зарядки сильно снижается. При отрицательных температурах электролита, полноценно зарядить свинцово-кислотный аккумулятор, — практически невозможно. Поэтому, перед зарядкой, аккумуляторы рекомендуется прогреть, поместив в помещение с комнатной температурой воздуха на несколько часов.
10 правил правильной зарядки и продления ресурса тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов от Вольта байкс
1. Заряжайте аккумуляторную батарею сразу после каждого использования, даже если уровень разряда незначительный.
Комментарий (в дальнейшем — К): Это самое важное правило для увеличения ресурса свинцово-кислотных аккумуляторов, так как сульфатация пластин аккумулятора, начинается при напряжении ниже 12.6v. Постоянно поддерживая напряжение выше 12.6v, количество циклов заряд-разряд тяговых аккумуляторов Volta bikes, может превысить 1000 и практически сравняться с большинством литий ионных аккумуляторов. Расстояние пробега при этом, естественно, уменьшится по сравнению с полным разрядом аккумуляторов.
Вывод: использование аккумуляторов большей ёмкости, чем требуется, положительно влияет на их ресурс.
2. Не превышайте максимально допустимый ток заряда 20% от ёмкости свинцово-кислотных аккумуляторов типа AGM.
К. Оптимальный ток заряда — 10% от ёмкости аккумулятора. Это значит, что свинцово-кислотную батарею ёмкостью от 12 до 20Ah, лучше всего заряжать автоматическим зарядным устройством Volta bikes с требуемым номинальным напряжением (24 – 72v в зависимости от напряжения батареи) и током 1.6 — 1.8A. Чем больше сила тока при заряде, — тем больше нагрев аккумулятора и испарение воды из электролита. Восполнить испарившуюся воду из электролита в герметизированных аккумуляторах, в зависимости от их конструкции — сложно, либо вообще невозможно.
Вывод: не стремитесь заряжать тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы быстро.
3. Не разряжайте каждый 12-и вольтовый аккумулятор, входящий в состав аккумуляторной батареи до напряжения ниже 10.5v
К. Для батареи на 24v, напряжение не должно быть ниже 21v; для батареи на 36v – не ниже 31.5v; для батареи на 48v – не ниже 42v. При напряжении ниже 10.5v, 12-и вольтовый аккумулятор начинает само-разрушаться!
Вывод: чем быстрее вы поставите на зарядку полностью разряженный аккумулятор – тем лучше.
4. Если автоматическое зарядное устройство не отключилось (продолжает гореть красный светодиод), после работы в течении времени, превышающего на 1 — 2 часа расчётное время, достаточное для полной зарядки вашей батареи (см. начало статьи), то его необходимо отключить от сети, так как аккумуляторная батарея уже заряжена.
К.Причиной продолжения зарядки в этом случае, скорее всего, является то, что аккумуляторная батарея по каким-то причинам не может набрать максимального напряжения, на которое запрограммировано зарядное устройство, и потому оно не отключается автоматически. Если не отключить зарядное устройство в этом случае от сети, то аккумуляторная батарея, в зависимости от времени перезаряда, может перегреться и деформироваться (вздуться), вплоть до полного выхода из строя!
В подобных случаях, правильней всего, контролировать уровень заряда -вольтметром. Проверять напряжение аккумулятора следует не менее, чем через пол часа после окончания зарядки, так как во время зарядки и сразу после её окончания, из-за нагрева и остаточных химических реакций, напряжение аккумулятора будет выше реального. У новых, полностью заряженных тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов AGM Volta bikes, напряжение находится в пределах 13.3v – 13.7v. В процессе эксплуатации, с годами, максимальное напряжение заряженных аккумуляторов будет понемногу снижаться.
Напряжение 13.3 – 13.7v у тяговых аккумуляторов — немного ниже, чем напряжение заряженных стартерных свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, у которых оно достигает 14.2 — 14.5v. Фактически, автоматические зарядные устройства Volta bikes, для тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов, немного недозаряжают их — для того, чтобы вода из электролита не испарялась через клапан газообмена и АКБ прослужила расчётный срок.
Вывод: не допускайте перезаряд аккумуляторов, потому что это приводит к уменьшению их срока службы.
Определить, что аккумулятор полностью заряжен и начался перезаряд, можно и без приборов, — по температуре корпуса аккумулятора. В процессе заряда при комнатной температуре, корпус аккумулятора нагревается не более чем до 30 – 35 градусов Цельсия (зависит от мощности зарядного устройства). Если температура корпуса аккумулятора выше температуры человеческого тела, — уже идёт перезаряд аккумулятора и зарядное устройство нужно отключить.
Из этого следует правило:
5. Не оставляйте автоматическое зарядное устройство в процессе заряда без присмотра.
К. Всегда необходимо принимать разумные меры противопожарной безопасности при использовании любых электроприборов. Несмотря на то, что нам неизвестны случаи самовоспламенения свинцово-кислотных аккумуляторов и зарядных устройств Вольта байкс, лучше, если аккумуляторная батарея и зарядное устройство при зарядке будут находиться на негорючем основании (например, полу из керамической плитки) и вдали от отопительных приборов. Зарядка должна проводиться в проветриваемом помещении.
6. Не оставляйте летом аккумуляторы под прямыми лучами Солнца.
К. Свинцово-кислотные аккумуляторы эффективнее работают при повышении температуры, потому что скорость протекания химических реакций в этом случае увеличивается, но от этого быстрее всего стареют!
Из этого следует правило:
7. В зимний период храните свинцово-кислотные батареи в сухом, прохладном и даже холодном месте.
К.Электролит в полностью заряженных аккумуляторах не замерзает до — 60 градусов Цельсия; наполовину заряженных до –30 градусов Цельсия; в полностью разряженных до -7 градусов Цельсия. После нахождения на морозе зимой, работоспособность аккумуляторов полностью восстанавливается после прогрева до комнатной температуры.
Вывод:
8. Не реже, чем раз в 3-4 месяца, подзаряжайте свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, находящиеся на хранении.
К. Любой аккумулятор понемногу разряжается при хранении. Периодическая подзарядка предотвратит сульфатацию пластин и сокращение ресурса аккумуляторов.
9. Раз в три — четыре месяца полезно (но необязательно) балансировать аккумуляторы в составе аккумуляторной батареи, выравнивая напряжения в них до одинакового уровня при помощи подзарядки тех аккумуляторов, напряжение которых ниже, или разряда тех аккумуляторов, напряжение которых выше.
К. Батарея в этом случае будет работать эффективнее, потому что её напряжение – это среднее напряжение от суммы напряжений аккумуляторов, входящих в её состав. Если даже один из аккумуляторов имеет более низкое напряжение, общее напряжение батареи будет ниже, чем могло бы быть, если бы все аккумуляторы были заряжены максимально. А при заряде разбалансированной батареи, аккумуляторы с более высоким напряжением, склонны к небольшому перезаряду, что тоже отрицательно влияет на их срок службы.
Зарядку отдельных аккумуляторов с целью балансировки батареи, следует выполнять зарядным устройством для 12-и вольтовых аккумуляторов, с током, не превышающим 20% ёмкости аккумулятора. Разрядку отдельных аккумуляторов, можно производить автомобильными лампами накаливания c напряжением 12v и мощностью от 5 до 55 ватт (в зависимости от ёмкости аккумуляторов. Для аккумуляторов на 12-14Ah, можно использовать лампу на 5 — 21 ватт; для аккумуляторов 40 – 100 Ah можно использовать лампу на 50/55 ватт)
10. Для аккумуляторов вреден как перезаряд, так и недозаряд. Если регулярно недозаряжать аккумуляторы, отключая зарядное устройство до окончания зарядки, то их ёмкость уменьшится, так как возникнет эффект памяти. Для того, чтобы этого не происходило, периодически, раз в два-три месяца, рекомендуем полностью разряжать аккумуляторы, но не опуская напряжение ниже 10.5 вольт в пересчете на каждый аккумулятор и сразу после этого полностью заряжать.
Как зарядить свинцово-кислотный аккумулятор
- Какое зарядное устройство выбрать
- Какие бывают аккумуляторные батареи
- Как заряжать
- Видео
Автомобильный аккумулятор имеет свойство со временем разряжаться. Причем разряжается он вне зависимости от того, пользуетесь вы им или нет. Генератор заряжает аккумулятор примерно до 60 % зарядки, а для полной зарядки батареи понадобится стационарное зарядное устройство. С наступлением холодного времени года необходимо полностью заряжать аккумулятор. Поэтому давайте разберемся, как зарядить свинцово-кислотный аккумулятор.
Какое зарядное устройство выбрать
Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов делятся на несколько типов. Некоторые типы зарядных устройств рассчитаны на конкретные аккумуляторы, но они не пользуются популярностью. В основном самые популярные зарядные устройства импульсные или трансформаторные. Трансформаторные зарядные устройства давно ушли в прошлое и почти пропали даже с рынков. Импульсные же достаточно современны и наиболее распространены за счет того, что они проще в эксплуатации, дешевле и обладают компактными размерами. Самое простое зарядное устройство можно найти в любом магазине автомобильных запчастей.
Импульсное зарядное устройство
Зарядное устройство автомобильного аккумулятора может быть автоматическое или неавтоматическое. Отличаются они тем, что в процессе зарядки автоматическое зарядное устройство само понижает силу тока и перестает заряжать батарею. По окончании зарядки загорится лампочка на панели управления зарядным устройством, оповещающая о конце зарядки. А при зарядке неавтоматическим зарядным устройством человек сам должен выставлять заряжаемый ток.
Принцип работы
Рассчитывают ток таким образом: батарею на 55 Ач заряжают током силой 5.5 А в течение 20 часов. После этого ток понижают вдвое (2.75 А) и продолжают зарядку еще 2 часа. Это обусловлено тем, что в процессе зарядки у батареи повышается сопротивление и для дальнейшей зарядки требуется уменьшать силу тока.
Во время зарядки неавтоматическим зарядным устройством следует периодически проверять аккумулятор. При повышении температуры следует прекратить зарядку батареи во избежание закипания электролита.
Обслуживание автомобильного аккумулятора сводится к ежегодной зарядке. Это довольно несложно и не займет много времени. Можно подзаряжать аккумулятор чаще, например, раз в полгода. В таком случае срок эксплуатации аккумулятора увеличивается.
Какие бывают аккумуляторные батареи
Необслуживаемый
Для начала подзарядки необходимо определить тип аккумулятора. Аккумуляторные батареи бывают обслуживаемые или необслуживаемые. Обслуживаемые аккумуляторы можно зарядить вручную, а необслуживаемые только с помощью зарядного устройства. К необслуживаемым батареям относятся и герметичные аккумуляторы. Их отличие в том, что в них не жидкий, а гелеобразный электролит. Благодаря таким свойствам герметичные аккумуляторы можно использовать в любом положении, не боясь утечки электролита.
Устройство АКБ
Как заряжать
Зарядка необслуживаемого аккумулятора. Для того чтобы зарядить необслуживаемую аккумуляторную батарею, нужно снять батарею с автомобиля и поставить на зарядку автоматическим или неавтоматическим зарядным устройством. Другим способом ее зарядить нельзя.
Зарядка обслуживаемого аккумулятора. Для того чтобы зарядить обслуживаемую аккумуляторную батарею, снимите ее с автомобиля. Зачистите выводы до блеска, если есть признаки окиси на металле. Теперь нужно пополнить уровень электролита.
Обслуживаемый
Если зарядка происходит перед зимой в аккумулятор необходимо залить электролит для повышения плотности. Если зарядка происходит перед теплым временем года необходимо заливать дистиллированную воду, потому что в теплое время года повышенная плотность может разрушить аккумулятор.
Теперь нужно поставить аккумулятор на зарядку автоматическим зарядным устройством.
Видео
В этом видеоматериале показано, как собрать самодельное зарядное устройство:
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Одним из самых востребованных аккумуляторов в мире до сих пор остается свинцово-кислотный. Несмотря на то, что этот тип батарей был изобретен еще в 19 веке, когда и началось его производство, благодаря высокой эффективности он остается популярным до сих пор. Сейчас можно встретить несколько разновидностей таких батарей.
Что такое свинцово кислотный аккумулятор
В классическом исполнении АКБ состоит из свинцовых пластин-электродов, которые перемежаются пористым диэлектриком. Такая компоновка позволяет избежать замыкания. Пористое вещество называют сепаратором. Вся конструкция помещена в электролит.
В современном исполнении электроды делаются в виде плоских решеток из свинца. Причем в эти решетки запрессовывают порошок, сделанный из диоксида свинца. Подобный подход значительно увеличивает полезную площадь взаимодействия электродов с электролитом, так удается увеличивать емкость АКБ.
Электролит представляет собой водный раствор серной кислоты. В растворе используют только дистиллированную воду, в ней отсутствуют соли и механические частицы, которые могут оказать влияние на работу батареи.
Важным параметром является электрическая проводимость электролита. Этот параметр зависит от процентного содержания кислоты в растворе, а также от температуры. Проводимость соответствует плотности, поэтому на практике обычно используют измерение плотности. При комнатной температуре оптимальной плотность электролита считается 1,26 г/см 3 , для этого достаточно получить раствор кислоты в 35%.
Сейчас можно встретить аккумуляторы, которые имеют вместо пластин сеть из переплетенных углеродных нитей, покрытых свинцовым напылением. Это позволяет снизить массу батареи, но при этом увеличить емкость. Эта технология недешевая, что снижает ее распространенность.
Иногда вместо жидкого электролита используют гель. Для этого электролит загущают щелочным раствором силикатов натрия. Такая технология значительно продлевает срок эксплуатации батареи.
Вместо обычного сепаратора, могут использоваться пористые варианты, сделанные из стеклоткани. Они маркируются – AGM. Допускают жесткие режимы заряда/разряда.
Разновидности и особенности свинцово кислотных АКБ
На практике сейчас можно встретить самые разные батареи. Это позволяет решать самые разные задачи по энергообеспечению самых разных устройств. Разберем наиболее популярные виды аккумуляторов.
- Lead-Acid. Требуют обслуживания. Считаются классическими автомобильными стартерными батареями. Сюда входят сурьмянистые, малосурьмянистые, гибридные и кислотно-кальциевые аккумуляторы. Обычно используют для двигателей внутреннего сгорания, но это не единственный вариант использования. Бывают варианты на 6v и 12v. Основной недостаток – высокий уровень саморазряда.
- AGM VRLA. Современные необслуживаемые батареи. Могут иметь вольтаж – 2v, 4v, 6v и 12v. Основная отличительная особенность – сепараторы выполнены из стекловолокна. Также обычно используется абсорбированный электролит. Это позволяет увеличить срок эксплуатации АКБ в полтора раза. Использование технологии сепараторов из стекловолокна сделало возможным увеличивать зарядный ток, что ускоряет зарядку. Обычно AGM батареи допускается заряжать током в 25-30% от емкости. Разработано несколько разновидностей, подходящих для разных буферных и циклических режимов.
- VRLA. Необслуживаемые АКБ с герметичным корпусом (необслуживаемые кальциевые и EFB). Могут иметь вольтаж – 2V, 4V, 6V и 12V. Предназначены для эксплуатации в буферном режиме. Не требуют дополнительной вентиляции при использовании в помещениях.
- GEL VLRA. Одна из самых современных модификаций. Тут применяется гелеобразный электролит. Однообразная консистенция, позволяет добиваться наиболее эффективного контакта электролита с электродом, что увеличивает емкость. Также гель позволяет продлить срок службы батареи. Является необслуживаемой батареей. Требует периодической зарядки, для продления срока эксплуатации нужно использовать только высокоточное зарядное устройство, оно должно обеспечивать точный уровень силы тока. Существует несколько разновидностей, отличающихся особенностями электродов. Обозначение каждого из них позволяет определить возможность использования АКБ в определенных условиях. Есть батареи 2v, 4v, 6v, 12v, 24v, 36v и 48v.
- OPzV. Это необслуживаемые АКБ 2V. Имеют трубчатые пластины электродов. Отличаются устойчивостью к глубокому разряду и продолжительностью службы до 22 лет.
Даже базовых разновидностей свинцово-кислотных АКБ достаточно много, также существуют и подвиды. Это позволяет подобрать батарею, идеально подходящую под ваши потребности.
Где применяются свинцово кислотные аккумуляторы
Используются такие АКБ достаточно широко. В первую очередь речь идет об автомобильной промышленности, где все стартерные батареи являются свинцово-кислотными. Такое использование обусловлено мощным током, который они могут воспроизводить, а также устойчивостью к большому уровню разряда.
Также часто именно такие батареи обеспечивают стационарные аварийные источники. Емкости бывает достаточно, чтобы закончить работу и перевести оборудование в отключенный режим. Примером такого являются бесперебойный источники питания для компьютерной техники.
Могут применяться в ИБП в этом случае, используют батареи с возможностью отдавать энергию небольшими порциями, но продолжительное время. Такие же требования к аккумуляторам предъявляют резервные источники питания. Оптимальным вариантом для решения подобной задачи станут AGM VRLA.
Такими АКБ могут комплектоваться электровелосипеды, гироскутеры, лодочные электромоторы и другая техника. Тут применяются тяговые аккумуляторы, позволяющие оптимально и экономно расходовать энергию и легко выдерживая частые глубокие разряды.
Общие правила зарядки свинцово кислотных АКБ
Даже герметичные батареи требуют периодической подзарядки. В зависимости от особенностей эксплуатации — это действие может требоваться, как после каждого рабочего цикла, или раз в полгода-год (автомобильные АКБ).
Важно! Ток нужно выставлять до 10% от номинальной емкости батареи. То есть если емкость 55 Ач, то ток должен быть не более 5,5 ампер.
Информация о емкости указывается непосредственно на корпусе аккумулятора.
Также часто можно услышать рекомендации, что обязательно требуется открывать крышки. Современные герметичные АКБ не требуют этого. В крышках имеется специальная система вентиляции, поэтому проблем не возникает.
Обязательно зарядка должна производиться при комнатной температуре.
Батареи с электролитом-гелем можно сразу заряжать зарядом до 20-30% от емкости. Это не принесет им вреда. Оптимально для таких АКБ использовать автоматические зарядные устройства, которые без вашего участия отрегулируют необходимую силу тока.
Нельзя хранить свинцово-кислотные батареи в разряженном состоянии. Поэтому, обязательно после разряда сразу заряжайте аккумулятор, это продлит срок его эксплуатации.