Втягивающее реле стартера; для чего оно необходимо и как работает
Втягивающее реле стартера – для чего оно необходимо и как работает
Автомобиль, который должен выехать со стоянки или гаража, следует завести и тогда он успешно прибудет в пункт назначения. Современный ритм жизни диктует новые правила ремонта автомобилей, по сути ничего не изменилось, только автомобилисты самостоятельно не ремонтируют свой транспорт, а доверяют сервисным центрам.
Это, конечно, не худший вариант, если не брать во внимание то, что эксплуатируются автомобили не разумно и неаккуратно. Каждый образованный водитель, который не обязательно участвует в ремонте транспорта, обязан обладать знаниями по устройству автотранспорта, определять первичные поломки и понимать каким образом они устраняются. Такие знания помогут свободно общаться с автослесарем и уберечься от мошеннических действий.
Чтобы поехать на автомобиле, первым делом заводят мотор, у которого присутствует система пуска, выучить ее не составит труда. Самое слабое место – втягивающее реле стартера. Каждый автолюбитель знает про эту деталь, но не каждый понимает, как она устроена и принцип работы.
При поломке некоторых деталей передвижение автомобиля возможно, но при возникновении неисправности в реле стартера работа автотранспорта заблокирована.
Для каких целей необходимо тяговое реле стартера
Перед тем как начать изучение состава втягивающего реле, следует разобраться в том, для запуска стартера применяется два реле, они совершенно разные и главное, их не спутать. Одно реле находится в отсеке мотора и служит для включения самого стартера.
Деталь может находиться в отдельном боксе или быть вмонтирована в единый отсек, где находится реле включения — зависит от производителя автотранспортного средства.
Второе реле, рассматриваемое нами, располагается на стартере и служит для выполнения следующих действий:
- необходимое распределение электроэнергии для реле и двигателя стартера;
- синхронизирует процессы узлов стартера в ходе запуска двигателя;
- подает шестерни бендикса в состояние, позволяющее зацепиться им с зубцами венца маховика;
- возвращение в стартовое состояние шестерни после завода двигателя.
В теории существует параллельное название для детали – тяговое реле стартера. Непрофессионально автомобилисты и мастера называют его «втягивающим».
Для пуска исправного мотора достаточно нескольких секунд, происходит обязательное вращение коленчатого вала до установленного предела, пока произойдет воспламенение топлива в камере сгорания.
Втягивающее реле и создано с целью, чтобы четко проводить процесс, обеспечивающий синхронную работу стартера, обеспечивать основным деталям шестерен зацепление и избавить от бендикса маховика после пуска мотора.
Как устроено втягивающее реле стартера, методы его работы
Этот механизм располагается именно над стартером и прочно прикреплен к нему. Если возникает необходимость отсоединить реле, то несложно сделать это, стоит только снять стартер, а затем и реле.
Каждый производитель выполняет тяговое реле в основных видах: разборное, оно просто поддается диагностике, ремонту и проверке; неразборное, его меняют вместе со стартером в результате выхода из строя.
Для реле определены такие основные устройства:
- корпус;
- магнит с обмотками для втягивания и удержания;
- якорь;
- контакты;
- пружина возврата.
Движение ключа в заводном механизме автомобиля приводит к работе катушки, где появляется электрическое поле на обмотке для втягивания, затем якорь движется и останавливается в сердечнике, где благодаря рычагу осуществляется присоединение подвижной шестерни бендикса с венцом на маховике.
Затем, когда сердечником было достигнуто крайнее положение, устройство позволяет замкнуть контакты, их называют «пятаками». В процессе действий срабатывает обмотка для втягивания и осуществляется подача питания на обмотку двигателя, происходит вращение вала и маховика, они уже зацеплены с шестерней.
Впоследствии, когда мотор запущен, в заводном механизме происходит размыкание контактов и перекрывается подача тока к стартеру, а пружина возврата дает возможность якорю и шестерне с обгонной муфтой стать на место. Это и есть основные характеристики работы части системы пуска двигателя – втягивающего реле стартера.
Элит Авто
ул. Шоссейная, д. 1, 194292
Санкт-Петербург
Телефон:+7 812 559-94-07,
Телефон:+7 911 908-18-41,
Реле втягивающее: управление работой стартера
Электрический автомобильный стартер управляется с помощью специального устройства, расположенного на его корпусе — втягивающего (или тягового) реле. Все о втягивающих реле, их конструкции, типах и принципе работы, а также о верном подборе и замене реле в случае его поломки — читайте в данной статье.
Что такое втягивающее реле стартера?
Втягивающее реле стартера (тяговое реле) — узел автомобильного электрического стартера; совмещенный с контактной группой соленоид, обеспечивающий подключение электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее и механическое соединение стартера с венцом маховика при запуске двигателя.
Втягивающее реле входит в механическую и электрическую части стартера, управляя их совместной работой. На данный узел возлагается несколько функций:
- Подвод привода стартера (бендикса) к зубчатому венцу маховика при запуске двигателя и его удерживание вплоть до момента отпуска ключа зажигания;
- Подключение электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее;
- Отвод привода и отключение стартера при отпуске ключа зажигания.
Тяговое реле хотя и работает в составе стартера, но является отдельным узлом, который играет важную роль в работе системы пуска двигателя. Любая неисправность этого узла значительно затрудняет запуск двигателя или делает его невозможным, поэтому как можно скорее необходимо выполнить ремонт или замену. Но прежде, чем покупать новое реле, следует разобраться в его типах, особенностях и принципе работы.
Конструкция, типы и особенности втягивающих реле
В настоящее время на электростартерах используются одинаковые по конструкции и принципу работы втягивающие реле. Этот узел содержит два взаимосвязанных устройства — силовое реле и включающий его (а заодно и подводящий бендикс к маховику) соленоид с подвижным якорем.
Основу конструкции составляет цилиндрический соленоид с двумя обмотками — большой втягивающей и намотанной поверх нее удерживающей. На задней части соленоида располагается корпус реле, выполненный из прочного диэлектрического материала. На торцевой стенке реле располагаются контактные болты — это клеммы высокого сечения, через которые выполняется подключение стартера к аккумуляторной батарее. Болты могут быть стальными, медными или латунными, применение таких контактов обусловлено высокими токами в цепи стартера при пуске двигателя — они достигают 400-800 А и более, и простые клеммы при таком токе просто расплавились бы.
Внутри соленоида располагается подвижный шток, который со стороны реле несет контактный диск — круг из латуни или другого сплава. Шток пружиной отведен от контактных болтов, поэтому в нерабочем положении цепь разомкнута. Также внутри соленоида расположен массивный якорь, однако эта деталь не имеет жесткой фиксации и при необходимости легко вынимается. Якорь представляет собой металлический (стальной) стержень круглого сечения, он подпружинен и в нерабочем положении выступает из соленоида. На тыльном торце якоря предусмотрено углубление для упора в шток реле. На наружной части якоря выполнена проточка, отверстие, кронштейны или иное приспособления для соединения с вилкой привода стартера.
Вся эта конструкция помещена в металлический корпус (разборный или неразборный), на диэлектрическом корпусе реле располагаются клеммы для подключения узла к соответствующим электрическим цепям — силовой цепи, цепи замка зажигания и, если это предусмотрено, к цепи катушки зажигания. Реле жестко монтируется на корпусе стартера.
Тяговые реле, имея принципиально одинаковую конструкцию, делятся на два типа по функционалу (и количеству контактов со стороны реле):
- Только с функцией замыкания силовой цепи — подача напряжения от аккумуляторной батареи на электродвигатель стартера;
- С функцией замыкания силовой цепи и цепи катушки замыкания либо иного оборудования.
Реле первого типа имеет описанную выше конструкцию, а в реле второго типа предусмотрена дополнительная клемма с пружинящим контактом, который замыкается контактным диском. В реле первого типа есть только четыре клеммы — две силовых и две слаботочных (для подключения втягивающей и удерживающей обмоток), а в реле второго типа клемм уже пять — две силовых, две слаботочных и одна дополнительная.
Принцип работы тягового реле
Втягивающие реле всех типов имеют одинаковый принцип работы. В этом узле параллельно происходит три процесса.
При переводе ключа зажигания в положение включения стартера ток от аккумуляторной батареи подается на обе катушки соленоида — втягивающую и удерживающую. В соленоиде возникает магнитное поле, втягивающее якорь — он преодолевает сопротивление пружины и входит внутрь соленоида до упора. Двигаясь, якорь тянет вилку, которая, выступая в качестве рычага, подводит привод стартера с закрепленной на нем приводной шестерней к зубчатому венцу маховика — стартер механически соединяется с двигателем.
Также во время движения якорь своей тыльной стороной толкает шток. Закрепленный на штоке контактный диск упирается в контактные болты и замыкает цепь питания стартера — якорь стартера приходит во вращение, крутящий момент от него через бендикс поступает на маховик и коленчатый вал, двигатель запускается. Если в реле предусмотрен дополнительный контакт, то при его замыкании ток подается на катушку зажигания или какое-либо вспомогательное оборудование, необходимое для запуска двигателя.
При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка оказывается закороченной (ее выводы замыкаются друг на друга), поэтому она перестает работать. Однако удерживающая обмотка все еще подключена к аккумуляторной батарее, и создаваемого ею магнитного поля достаточно для надежного удерживания якоря внутри соленоида.
После успешного запуска двигателя ключ зажигания возвращается в первоначальное положение, вследствие чего цепь удерживающей обмотки разрывается — в этот магнитное поле вокруг соленоида исчезает и якорь под действием пружины выталкивается из соленоида, а шток отводится от контактных болтов. Привод стартера отводится от венца маховика, а стартер отключается. Тяговое реле и весь стартер переводятся в положение готовности к новому запуску двигателя.
Вопросы выбора, ремонта и замены втягивающего реле
Тяговое реле подвергается значительным электрическим и механическим нагрузкам, поэтому высока вероятность его выхода из строя даже при бережной эксплуатации. О неисправности данного узла свидетельствуют различные признаки — отсутствие характерного стука подвода привода стартера при включении зажигания, слабое вращение стартера при заряженной аккумуляторной батарее, «молчание» стартера при работающем подводе привода и другие. Также неисправности выявляются при прозвонке реле — обычно происходят обрывы обмоток, повышение сопротивления в силовой цепи вследствие обгорания и загрязнения контактов, и т.д. Определить неисправность помогают алгоритмы диагностики, обычно приведенные в инструкции к автомобилю. Зачастую выявленные проблемы устранить сложно или вовсе невозможно (как, например, обрыв втягивающей или удерживающей обмоток, поломка контактного болта и некоторые другие), поэтому реле проще и дешевле полностью заменить.
На замену следует выбирать только те типы и модели втягивающих реле, которые указываются производителем транспортного средства. Покупку нужно делать по каталожным номерам — только так можно уверенно поменять узел и заставить стартер работать в штатном режиме. Реле другого типа установить сложно или в принципе невозможно (вследствие неодинаковых габаритов), а если это и получится сделать, то стартер может работать некорректно или вовсе не выполнять свою главную функцию.
Для замены реле электростартер приходится демонтировать с двигателя и разбирать, зачастую — с применением специального инструмента. При монтаже нового реле нужно тщательно выполнять электрические соединения — провода предварительно зачищаются и скручиваются, при фиксации их на клеммах нужно обеспечить надежность, предотвратив искрение и нагрев. Все операции лучше выполнять в соответствии с рекомендациями, прописанными автопроизводителем в инструкции по ремонту и обслуживанию транспортного средства.
В дальнейшем тяговое реле, как и сам стартер, требуют лишь периодического осмотра и проверки согласно регламенту ТО. При правильном выборе и замене этот узел будет работать надежно и эффективно, обеспечивая уверенный запуск двигателя.
Проверка и ремонт втягивающего реле стартера
Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.
Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.
В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.
Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.
Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.
Назначение втягивающего реле стартера
Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.
Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.
Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.
Проверка втягивающего реле стартера
Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.
Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:
- Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
- Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
- Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.
Порядок демонтажа стартера
Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).
Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.
Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.
Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.
Как проверить втягивающее реле стартера
Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.
- Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для «прикуривания», которые оснащены «крокодилами».
- Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
- После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
- Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
- если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
- если признаки «жизни» отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.
При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.
Ремонт втягивающего реле стартера
Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.
В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).
В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:
- Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
- Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
- Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
- в первом случае поможет замена контактов,
- во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
- Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
- Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.
И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.
Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера
Устройство втягивающего реле стартера – все просто и понятно
Устройство втягивающего реле стартера – электрического магнита, который предназначен для подведения к венцу маховика шестерню бендикса, относительно простое. Поэтому ремонт данного механизма, часто называемого тяговым, любой более-менее опытный автолюбитель может осуществить самостоятельно.
Тяговое реле стартера – какие функции оно выполняет?
Втягивающий механизм был изобретен Чарльзом Кеттерингом. Именно благодаря ему уже в 1912 году было выпущено первое авто с таким устройством и системой электрического зажигания, что позволило отказаться от запуска мотора при помощи специальной ручки, помещаемой в шкив коленчатого вала. Описываемое нами приспособление предназначено для выполнения ряда важных функций, в частности таких:
- синхронизация при запуске двигателя автомобиля функционирования цепей стартера;
- перераспределение электрической энергии между мотором стартера и электромагнитным реле;
- подведение шестерни бендикса к маховику, а после пуска – возвращение ее в начальное положение.
Интересующий нас механизм не стоит путать с реле включения стартера, которое располагается в моторном отделении.
Реле включения также имеет большое значение для функционирования стартера автомобиля, но оно выполняет совершенно иные задачи.
Принцип работы и устройство втягивающего реле стартера
Данный механизм состоит из следующих элементов:
- электромагнит с удерживающей и втягивающей обмоткой;
- корпус;
- контакты;
- якорь;
- возвратная пружина (она находится в сердечнике устройства).
При подаче напряжения на обмотки втягивающего механизма (оно возникает при повороте ключа зажигания) создается магнитное поле, которое передвигает якорь стартера. Этот якорь в свою очередь давит на возвратную пружину и сжимает ее. Конец вилки, размещенный на противоположном от корпуса устройства конце, начинает перемещаться к маховику, что приводит к зацеплению шестерни с его венцом.
При этом происходит замыкание так называемых «пятаков» – пары контактов, встроенных в конструкцию рассматриваемого нами реле. В результате всех указанных движений удерживающая обмотка включается и передает на обмотку двигателя требуемый ток, который приводит во вращение зацепленный с шестерней маховик и вал.
Когда ключ зажигания возвращается в первоначальное положение (пуск двигателя произведен), «пятаки» размыкаются, механизм перестает получать электрическую энергию. Как результат – якорь, управляемый возвратной пружиной, становится в свое начальное положение, а маховик выходит из зацепления с бендиксом. Как видим, устройство тягового реле стартера простое, по этой причине принцип его работы может уяснить любой водитель.
Втягивающее реле стартера – ремонт устройства
Чаще всего ремонт реле требуется из-за:
- разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
- сгорания обмотки стартера либо реле;
- выгорания внутри механизма «пятаков».
При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.
Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.
Если же на вашем транспортном средстве установлено неразборное втягивающее устройство, «разложить» его полочкам не получится. Придется купить новое реле и установить его на место старого. Вся операция, учитывая простое устройство втягивающего реле стартера, займет у вас от силы 15 минут.
Втягивающее реле стартера: устройство, принцип работы, диагностика и ремонт
Каждый водитель может столкнуться с ситуацией, когда при повороте ключа машина не подает признаков жизни. Причин может быть несколько. Одна из них – втягивающее реле стартера. Автомобилисты обязательно должны знать, что это за деталь, каковы ее функции и особенности конструкции, как диагностировать и демонтировать этот компонент. На все эти вопросы вы получите ответ в данном материале.
Конструкция и принцип работы
Визуально реле представляет собой небольшую деталь в виде цилиндра размером немного больше ладони. В каждом автомобиле производитель устанавливает собственное реле с некоторыми конструктивными нюансами. В целом в этой детали можно выделить следующие элементы:
- корпус с контактами;
- специальный контактный диск;
- втягивающий магнит с сердечником;
- обмотка и возвратные пружинки.
Большая часть изделия – это цилиндрическая катушка, образующая собой электрический магнит. Внутри нее располагается якорь, сверху которого намотаны витки еще одной катушки – удерживающей. По бокам якоря (сердечника) располагается два штока. Первый шток необходим для толкания вилки стартера, а второй шток, находящийся с другой стороны, оснащен контактным диском реле стартера. Корпус детали представляет собой чашку, выполненную из диэлектрика, в которой предусмотрены 2 контакта. Как правило, между контактами реле имеется бортик, исключающий короткое замыкание.
Реле прикреплено к корпусу стартера, поэтому при демонтаже детали необходимо снимать и стартер. Принцип работы втягивающего реле описывается следующим образом:
- Вставляя ключ в замок, водитель приводит к замыканию реле стартера.
- Оно посылает напряжение от АКБ на втягивающую обмотку.
- Под действием магнитного поля сердечник переходит во внутреннюю часть обмотки.
- Движение сердечника выполняет два основных действия: первое – сдвиг обгонной муфты посредством вилки, зацепление шестеренок стартера и венца маховика, а второе – замыкание контактов втягивающего реле.
Якорь, благодаря этому, моментально соединяет моховик со стартером и подключается к батарее. На стартер поступает энергия, приводя его в движение. В результате, двигатель автомобиля запускается через несколько секунд.
После включения стартера происходит деактивация втягивающей катушки и одновременное включение удерживающей, предназначение которой в установке сердечника в крайнем положении. Это необходимо для уменьшения потребляемой мощности элемента. После запуска мотора машины, конечно же, ток уходит с обмотки тягового реле. Пружина приводит в действие вилку, и конструкция возвращается в начальное положение. Происходит отсоединение от маховика и контактов АКБ. Затем реле не выполняет каких-либо задач вплоть до следующего старта транспортного средства. Теперь вы знаете устройство втягивающего реле стартера.
Функции механизма
Прежде чем говорить о функциях, необходимо понимать, о каком конкретно реле пойдет речь. В автомобиле имеется непосредственно реле стартера, которое отвечает за включение мотора, при этом находится в подкапотном пространстве. Второе – тяговое реле, о котором идет речь. К функциям последнего относится:
- синхронизация цепей стартера;
- распределение энергии между электромагнитным реле и электромотором стартера;
- соединение зубцов венца махового колеса с шестернями бендикса и разъединение их при запуске двигателя.
Первые втягивающие реле стартера ставились на автомобили в начале 20 века. Чтобы мотор запустился, следует производить принудительное вращение коленвала до тех пор, пока в камере не произойдет воспламенение горючей смеси. Если в моторе нет критических повреждений, на эту процедуру уходит не более пары секунд благодаря втягивающему реле.
Диагностика детали
Итак, если транспортное средство не заводится, следует проверить ряд элементов. Предварительно рекомендуем осмотреть:
- Аккумуляторную батарею. Убедитесь в ее работоспособности, надежности креплений и отсутствии окислов.
- Электрическую проводку. Она должна качественно (с помощью гаек) крепиться к стартеру. Обязательно при обнаружении удалите коррозию.
Если с этими компонентами все в порядке, рекомендуется проверка втягивающего реле стартера. Опытные водители по звуку могут определить исправность компонентов, не разбирая автомобиль. Другие методы предполагают демонтаж детали. Здесь есть два основных способа.
При срабатывании втягивающего реле можно услышать характерный щелчок. Его создает сдвинувшийся сердечник. Если этого щелчка не происходит, соответственно, якорь не двигается. Бывают ситуации, когда втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит. Как правило, причиной этому могут быть сгоревшие контакты.
Новичкам выполнить проверку «по щелчку» можно, демонтировав сам стартер, так как из-за качественной шумоизоляции необходимого звука вы можете просто не услышать. Для этого от батареи (клемма «+») подсоединяется провод к соответствующему выводу реле. Аналогично подсоединяют минус, а затем проверяют работоспособность реле.
Если реле сработало, но вы услышали небольшое дребезжание, ищите проблему в обмотках. Предварительно для диагностики понадобится снять втягивающее реле и использовать мультиметр:
- Поставьте прибор в режим измерения сопротивления. Замерьте сопротивление между обмотками и массой, предварительно сняв пружину и сердечник. Показатель должен лежать в пределах 1…3 Ом.
- Установите сердечник с пружиной на место. Замкните контакты, а затем снова выполните замер. Мультиметр должен показать параметры 3…5 Ом. Эти цифры могут незначительно отличаться в зависимости от модели реле. Если показатели ниже требуемых, тогда обмотка вышла из строя.
Это основные методы, как проверить втягивающее реле стартера в гаражных условиях.
Ремонт устройства
Первоочередной задачей при замене или ремонтных работах втягивающего реле является демонтаж стартера. Он крепится посредством 2 или 3 болтов, открутить которые не представляет больших проблем. Главная загвоздка заключается в том, что на современных иномарках стартер «прячут» далеко в подкапотном пространстве, соответственно, для его снятия необходимо дополнительно демонтировать мешающие механизмы. В отдельных автомобилях понадобится даже поддержка двигателя. Если вы столкнулись с такой ситуацией, при этом добраться до стартера и реле проблематично, обратитесь в автосервис.
Достав стартер, можно вытащить непосредственно реле. Втягивающие реле бывают 2 видов: разборные и неразборные. Последние отремонтировать невозможно, поэтому вам понадобится только покупать новый компонент. Замена сердечника выполняется в общем случае по схеме:
- отсоедините клеммы от аккумулятора;
- демонтируйте механизм, а затем очистите его от масла и других загрязнений;
- открутите гайку щеточной системы;
- снимите с болта контакт;
- снимите стяжные винты, подсоединенные к массе, и гайки с торца;
- замените сердечник;
- выполните сборку конструкции в обратном порядке;
- проверьте работоспособность реле.
Для разборных компонентов можно выполнить ремонт. Предварительно приготовьте отвертку, паяльник с канифолью и олово. Далее выполните следующие шаги:
- открутите крепежные винты на корпусе;
- при необходимости отпаяйте концы обмотки;
- демонтировав защитную крышку, вы можете заменить контакты или отшлифовать их, если они подгорели;
- соберите устройство, а затем поставьте на место над стартером;
- установите сам стартер с реле.
Процедура не представляет сложностей, поэтому попробуйте выполнить ее самостоятельно, не тратя деньги на услуги автосервиса. Обязательно пометьте клеммы, чтобы в процессе сборки ничего не перепутать. Дополнительно выполните обезжиривание контактов.
Типы втягивающих реле
Покупая новую деталь, стоит изучить ассортимент предоставляемой продукции. На рынке водители могут купить один из нескольких видов реле:
- для обычных стартеров «Жигули» 2101-2106 («классика»);
- для обычных стартеров Lada 2108-21099;
- для редукторных стартеров АвтоВАЗ всех моделей;
- для редукторных AZD.
Продукцию изготавливают несколько крупных заводов:
- Завод имени Тарасова (ЗиТ), Продукция изготавливается под ТМ «КАТЭК» и «КЗАТЭ».
- Борисовский завод («БАТЭ»);
- Отечественная фирма «Кедр».
- Dynamo AD (Болгария).
- Iskra (Белорусско-словенская фирма).
Рекомендуется устанавливать аналогичное реле, которое использовалось до этого на вашем авто (или совместимое). При замене сердечника также будьте осторожны, так как несовместимый якорь может не помещаться в гнездо.
Теперь вы знаете все необходимое о конструкции и функционале втягивающего реле. Диагностика и замена в гаражных условиях вполне возможна, но многое зависит от конструкции машины и расположения стартера.