Эра Глонасс: обязательная установка с 1 января 2018 года
Эра Глонасс: обязательная установка
с 1 января 2018 года
Слух первый: с 1 января 2018 года водителям в обязательном порядке придется ставить на свои машины аварийные кнопки ЭРА-ГЛОНАСС. И не важно, у кого какой автомобиль: старый «Москвич» или свежий Mercedes.
С этой страшилкой все просто: нет, никому ничего с 1 января 2018 года на свои машины ставить не нужно. Никаких штрафов за неустановку ГЛОНАСС нет.
Единственное исключение: систему необходимо устанавливать самому, если владелец авто лично растамаживает автомобиль. Но это правило действует уже с 1 января 2017 года.
Слух второй: все новые машины, продающиеся в России, с 1 января 2018 года должны быть оснащены кнопками ЭРА-ГЛОНАСС.
А вот тут поподробнее. Есть такой документ под названием «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС). Его выдает Росстандарт производителям и дистрибюторам всех автомобилей, продающихся в нашей стране. Без этой бумаги торговать ими нельзя. При продаже, когда авто обретает конкретного владельца, на основании ОТТС выписывается паспорт транспортного средства — документ, знакомый каждому автомобилисту.
Максимальный срок действия ОТТС — 3 года. На машины с не истекшим сроком действия этого документа ставить кнопку ЭРА-ГЛОНАСС не нужно, пояснили «КП» в АО «ГЛОНАСС». А вот когда срок истечет, то оформить новое ОТТС без кнопки ЭРА-ГЛОНАСС уже будет нельзя. Последний день срока действия ОТТС — 31 декабря 2019 года.
Подводим итог. Если не истек срок действия ОТТС, кнопку ставить не надо. Истек — продавать должны с кнопкой. Но ее установка — головная боль не владельца, а продавца и изготовителя.
Слух третий: с 1 января 2018 года водителей обяжут использовать кнопку ЭРА-ГЛОНАСС при любом ДТП (если такая кнопка есть хоть в одной машине, попавшей в аварию). Без нажатия кнопки происшествие могут не оформить в ГИБДД, и тогда прощая страховка.
Эта страшилка не имеет под собой оснований.- ДТП можно оформить и без данных с технического средства контроля ( проще говоря, без кнопки — авт. ), — заверили в АО «ГЛОНАСС».
Другое дело, что глобальная навигационная система помогает зафиксировать все обстоятельства происшествия. Блок ЭРА-ГЛОНАСС автоматически записывает координаты, направление и скорость движения машины в момент аварии, с какой силой произошло столкновение. Эти данные могут помочь в ГИБДД или в суде при разборе происшествия, если возникнет спор.
Так что водителям, у кого аварийная кнопка уже есть, имеет смысл ее все же использовать.
— Надо нажать на нее в течение 10 минут после ДТП, — уточнили в АО «ГЛОНАСС». — Если этого не сделать, данные не будут зафиксированы. Однако при превышении определённых пороговых значений ускорения данные о движении передаются в автоматическом режиме.
Как устроена и работает система ЭРА-ГЛОНАСС
Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?
Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.
По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?
За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:
- При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
- После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).
Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.
Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.
Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:
- информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
- время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.
Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.
Комплектация абонентского терминала
Комплектация терминалов ЭРА-ГЛОНАСС определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:
- кнопка для активации системы в ручном режиме;
- навигационный модуль (GPS/ГЛОНАСС);
- GSM-модем для передачи информации по мобильной сети;
- переговорное устройство (микрофон + динамик);
- индикаторный блок;
- датчики, фиксирующие аварийную ситуацию (удар, переворот).
Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.
Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.
Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.
Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС
Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:
- М1 – М3;
- N1 – N3.
Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС
Эти требования касаются автомобилей:
- произведенных в РФ;
- ввезенных официальными импортерами;
- ввезенных небольшими компаниями или частными лицами.
Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.
Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:
- Любое юридическое или частное лицо может везти на территорию Российской Федерации автомобиль вне зависимости от наличия у него системы экстренного оповещения.
- Но, согласно действующему регламенту Таможенного союза, с января 2017 года в Паспорте Транспортного средства в разделе «Особые отметки» должна присутствовать информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС.
- Если этой информации не будет – органы, осуществляющие таможенное оформление, просто не выдадут вам ПТС.
- Последствия очевидны: без ПТС владелец не сможет ни продать автомобиль на территории РФ, ни поставить на учет для получения номеров и дальнейшей эксплуатации.
При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.
Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС
В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.
В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:
- Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
- В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
- Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
- После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
- В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
- После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.
Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.
Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.
Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.
Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства
Для того чтобы получить паспорт транспортного средства (ПТС) в обязательном порядке необходимо оформление документа, свидетельствующего о безопасности конструкции авто.
Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).
Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:
- подтверждение оператора о том, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС и само ТС внесены в реестр;
- паспорт абонентского терминала;
- обязательство об установке терминала на ТС.
Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.
Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.
Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.
ЭРА ГЛОНАСС
Оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в обязательном порядке должно быть установлено на все новые машины, попадающие на территорию Евразийского союза, ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». ГЛОНАСС – глобальная навигационная система — аналог американской системы GPS: точные координаты определяются по сигналам, поступающим от спутников. У России и у США одинаковое число спутников – по 24 – однако системы отличаются траекториями спутников и методами обсчета.
Сейчас ГЛОНАСС полностью контролирует всю территорию России и около 80% всего земного шара.
Данную систему используют для навигации, точность позиционирования у ГЛОНАСС – 20 метров, у GPS – 5 метров. Однако постепенно у российской системы улучшаются технические параметры.
Устройство
Оборудование системы «ЭРА ГЛОНАСС» состоит из навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с кнопкой экстренного вызова, дополнительного датчика удара, микрофона, громкоговорителя. На автомобиле это оборудование необходимо для обеспечения безопасности в случае аварии: экспертные исследования говорят о том, что своевременное прибытие врачей на место ДТП сохранило бы ежегодно порядка 4000 жизней россиян.
Принцип действия
Как работает система? При столкновении срабатывает датчик удара, и сигнал поступает на пульт служб экстренного реагирования. Оператор связывается с автомобилем, и, если не получает ответа, направляет на место врачей. Так же предусмотрена возможность самостоятельного вызова – достаточно нажать на кнопку. Таким образом, координаты автоматически рассчитываются по поступившей информации от спутников, а сигнал к экстренным службам приходит по каналам сотовой связи.
Экспертные оценки показывают, что ЭРА действительно существенно повышает шанс выжить в аварии. Даже в идеальных условиях информация к экстренным службам при звонке по телефону приходит за 45 секунд, через систему «ЭРА ГЛОНАСС» — за 10 секунд.
Но в случае ДТП телефон может потеряться, а кнопка экстренного вызова расположена на видном месте в автомобиле. Водителю достаточно протянуть руку и нажать на кнопку SOS.
Опасения
Не стоит бояться случайного нажатия – оператор предварительно связывается и выясняет причину вызова.
Неоднократно звучали опасения, что такое оборудование позволяет прослушивать разговоры в машине. Да, есть микрофон и сотовая связь – теоретически действительно можно получить информацию. Однако те, кто по каким-то причинам обеспокоен конфиденциальностью разговоров, всегда использует специальные «глушилки». Тотальная прослушка дорога и малоэффективна. Поэтому обычным гражданам не стоит опасаться установки системы «ЭРА ГЛОНАСС».
Так же иногда говорят о том, что с помощью данной системы можно дистанционно остановить автомобиль. Это не так: оборудование не имеет связи с двигателем и топливной системой, может передавать только голосовой сигнал и координаты автомобиля.
В перспективе обсуждают возможность взаимодействия системы с охранными комплексами.
Стоимость оборудования
Само оборудование стоит порядка 4000 рублей. Но для получения необходимых документов изготовителю автомобиля нужно провести сертификацию, в которую, в том числе, входит краш-тест – необходимо разбить несколько автомобилей. Расходы по сертификации, разумеется, увеличивают стоимость автомобиля. Понятно, что широко распространенные модели дорожают в меньшей степени. Ориентировочные расчеты таковы: цена массовых машин увеличивается примерно на 15 тыс. руб., моделей бизнес-класса – на 100 тыс., а стоимость люксовых автомобилей, продажи которых единичны, растет колоссально. Сейчас идет некий переходный период и в автосалонах ГК FAVORIT MOTORS представлены автомобили как с системой «ЭРА ГЛОНАСС», так и без нее.
Законодательство
Большинство производителей уже сертифицировали свою продукцию, однако в автосалонах сейчас можно встретить машины без средств экстренного реагирования. Дело в том, что установка обязательна для автомобилей, прошедших оценку соответствия после 1 января 2017 года. Поэтому автомобили, выпущенные до этого времени, могут быть без этого оборудования.
Более того, законодательство допускает в отдельных случаях выпуск машин или ввоз их на территорию страны без комплекса «ЭРА ГЛОНАСС» и после указанного срока. Дело в том, что основной документ для производителя и импортера автомобиля — одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Это свидетельство, подтверждающее соответствие машины требованиям, установленным на территории стран Евразийского союза, в который входит и наша страна. Срок действия этого документа – три года. Таким образом, остаются действительными ОТТС, выданные еще до введения обязательной установки средств экстренного реагирования при аварии. Более того, при выпуске новой модификации документ автоматически продляют на основании старого.
Поэтому, если вы увидите в автосалонах автомобили без оборудования «ЭРА ГЛОНАСС», это означает, что ОТТС на данную модель было получено еще до 1 января 2017 года. Разумеется, эксплуатация такой машины абсолютно законна.
Нет требований к обязательной установке системы «ЭРА ГЛОНАСС» на автомобили, реализуемые на вторичном рынке, поэтому ожидать наличия оборудования не стоит.
Как работает система ЭРА ГЛОНАСС
Как появился
Американцы начали разработку GPS в начале 70-х, а начало разработки советской ГЛОНАСС началась в конце 60-х — начале 70-х. Первый спутник вышел на орбиту в 1982 году. Американцы вывели первый навигационный спутник — в 1978 году.
В 1983 году спутниковая навигационная GPS становилась доступна гражданским организациям. Но только в 1993 году американцам удалось запустить достаточное количество спутников и добиться устойчивой работы системы. ГЛОНАСС должен был начать работу на полную мощность в 1991, но с развалом СССР и экономики страны развитие данного проекта было приостановлено до 2001 года.
В 2001 году правительство России реанимировало проект. На рынке уже существовала американская система GPS, разрабатывалась китайская «Компас» и европейская «Галилео». Была провозглашена задача разработать систему, которая принимала бы сигналы всех навигационных спутников — американских, российских и европейских. Этим предполагалось добиться точности и надежности получаемого сигнала, а также отказ от GPS.
Как работает
Первым автомобилем с ЭРА ГЛОНАСС стала Lada Vesta. На потолке рядом с водительским плафоном освещения имеется тревожная кнопка SOS. По сути — это элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме того, в каждом автомобиле есть своя сим-карта, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль.
После нажатия кнопки SOS этот «мобильник» соединит машину с оператором экстренной службы и отправит в сеть пакет данных об автомобиле. Он включает координаты, VIN-код, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.
Предусмотрен режим автоматической подачи сигнала бедствия — когда после аварии не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара. Дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет — отправит спасателей по указанным координатам.
ЭРА изначально была создана развивать (и окупать) именно ГЛОНАСС. Нормативы не запрещают пользоваться и сигналом спутников GPS. Поэтому все навигационные блоки имеют двойной чипсет.
Видео
Обман века: почему ЭРА-ГЛОНАСС не работает в авто ни бюджетного, ни премиум-сегмента
Требования интегрировать в автотранспорт модули экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС — едины для всех. Поэтому кто-то из производителей без проблем «утяжелил» стоимость машин в связи с затратами на установку аварийной системы, а кто-то — свернул продажи.
Еще бы, ведь не каждый — согласно требованиям — захочет разбить два автомобиля ценой в миллионы, а то и десятки миллионов рублей для того, чтобы продемонстрировать работоспособность этой самой системы. Так, к примеру, мы потеряли Alfa Romeo. Итальянцы на фоне и без того штучных продаж сочли подобные расходы совершенно неоправданными. Подчистили свои линейки Audi и BMW.
Свое недовольство, в частности, высказали представители General Motors, явно не заинтересованные в издержках, связанных с инсталляцией ЭРА-ГЛОНАСС и уничтожением совсем не дешевых Chevrolet Corvette и Cadillac Escalade.
Однако эти автомобили имеются в свободной продаже, причем с установленными кнопочками SOS. Да только кнопочки эти представляют собой не более, чем «куклу»! Иначе говоря, клавиши в салоне есть, а с оператором экстренных служб соединять отказываются. Обошли значит как-то умные «джиэмовцы» правила, сломали систему! Ну или это заводской «глюк» в отдельно взятых автомобилях. Что, в принципе, радости не добавляет: случись — не дай Бог — авария, а «скорая» так и не приедет.
Кстати, во избежание скандала Audi пригласила на сервис владельцев десятка тысяч легковушек А3, A4 и A5, а также кроссоверов Q5 и Q7, чтобы наладить таки некорректно работающую систему ЭРА-ГЛОНАСС, которая никак не желала определять место нахождения авто после ДТП.
Власти запретят превышать скорость даже на 1 км/ч
Впрочем, если «премиалы» кладут с большой колокольни и на властей, и на потребителей, то что уж там говорить про «бюджетников». Возьмем, к примеру, один из самых популярных в России кроссоверов Renault Kaptur, которым только в этом году обзавелись без малого 30 000 человек. Надеемся, что все же им, как и другим десяткам тысяч владельцев французского «паркетника», не понадобится помощь спасателей, обязанных приезжать на место ДТП — не важно — автоматически или по вызову. Пресловутая кнопка в «Каптюре» не работает! В общем, берегите себя и своих близких.
Отдельно стоит сказать, что в некоторых автомобилях клавиша SOS отсутствует вообще, даже несмотря на то, что обновились они позже 1 января 2017 года. Напомним, что именно с этой даты для сертификации транспортных средств в России автостроителям необходимо провести испытания на срабатывание системы ЭРА-ГЛОНАСС при лобовом и боковых ударах. Типичный пример — FIAT Doblo.
Неужели прагматичные американцы и итальянцы успели ввезти в нашу страну дикие по объему партии машин до введения «обязаловки»? Как это, к слову, вроде бы сделала та же Audi. Или волею судеб представители марок с кем надо смогли найти компромисс? Особенно это касается тех, кто локализовал сборку своих автомобилей в России.
Между тем, представители ЭРА-ГЛОНАСС порталу «АвтоВзгляд» опровергли информацию о том, что имеют место быть случаи, когда автопроизводители «обходят» требования по установке аварийных модулей.
— Нормы, связанные с обязательным оснащением транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб, и требования к ним включены в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и автопроизводители эти требования соблюдают, — прокомментировали порталу «АвтоВзгляд» в АО «Глонасс».
В общем, вопросов больше, чем ответов. И, пожалуй, главный из них — зачем устанавливать в авто «спасительную» клавишу, да к тому же не рабочую, если с вызовом экстренных служб прекрасно справится самый обычный мобильный телефон?
О том, как «АвтоВзгляд» испытывал машины разных классов на предмет наличия и работоспособности терминала ЭРА-ГЛОНАСС, вы узнаете из нашего эксклюзивного видео сюжета.