Что такое типтроник в АКПП и как он работает
Что такое типтроник в АКПП и как он работает?
Подавляющее большинство автоматических коробок, устанавливаемых на современные легковые авто, имеет режим ручного переключения скоростей под названием Tiptronic. Производителем первых агрегатов, наделенных подобной функцией, стала именитая немецкая компания Porsche, которая и ввела в обиход этот термин. Цель данной публикации – разъяснить малоопытным водителям, что такое типтроник в автомобиле и как он функционирует.
Суть работы режима
Обычная автоматическая коробка переключает передачи самостоятельно. Когда обороты коленчатого вала растут, повышается давление масла в гидротрансформаторе, инициирующем переход на более высокую скорость. При снижении оборотов до определенного уровня процесс идет в обратную сторону. Сместить момент переключения и «раскрутить» мотор до максимума водитель не может.
АКПП с функцией Tiptronic отличается от обычного «автомата» способностью имитировать работу механической коробки. Селектор (он же – рычаг КПП) переводится в режим ручного управления, после чего становится доступным поочередное включение скоростей «вверх» либо «вниз». Педаль сцепления по-прежнему отсутствует.
В различных марках автомобилей ручное управление АКПП реализовано разными способами:
- с помощью специальных подрулевых переключателей – лепестков;
- толчками селектора вперед и назад;
- двухклавишной кнопкой, встроенной в рукоятку селектора.
В результате водитель сам выбирает момент перехода на высшую либо низшую передачу, хотя контроль электроники все равно сохраняется. Блок управления, ориентирующийся по датчикам, не позволит автолюбителю поднять обороты выше критической отметки и в определенный момент переключит скорость автоматически. Аналогичное действие электронная система совершит при снижении частоты вращения коленвала и угрозе остановки двигателя на ходу.
Несколько слов о том, как работает режим типтроник. Когда водитель устанавливает селектор в положение «М» либо переводит ручку в зону со значками «+» и «–», пары шестерен внутри коробки передач меняются с помощью электропривода по команде подрулевых лепестков (или кнопок другого типа). Гидротрансформатор временно отстраняется от управления, но готов включиться в работу по сигналу контроллера.
Справка. Подобными системами оснащаются не только традиционные агрегаты гидромеханического типа, но и другие разновидности автоматических коробок – вариаторы и роботизированные АКПП.
Алгоритм действий водителя
Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:
- Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
- Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
- Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
- Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+». Педаль газа отпускать не нужно.
- Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.
Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.
Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.
Чем полезна функция Tiptronic?
Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник. Включив режим принудительного управления, автолюбитель получает следующие бонусы:
- ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
- возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
- экономия топлива при движении накатом;
- торможение двигателем, когда считаете нужным;
- уверенное буксирование другого автомобиля;
- преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.
Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.
Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.
Примечание. Система Tiptronic защищена от случайных неправильных переключений. Если вы ошибочно перейдете сразу на 2 ступени вниз или вверх, автоматика исправит ошибку и совершит одно переключение.
Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.
Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.
Какая трансмиссия лучше?
В данном случае речь идет о традиционных автоматических коробках по сравнению с АКПП, оснащенными типтроником. Первый вариант однозначно выигрывает в городских условиях с многочисленными пробками и «тянучками», где ручное управление излишне утомляет водителя. Также обычный «автомат» полностью подходит автолюбителям, предпочитающим спокойный стиль езды.
Справка. Конструкцией автоматических КПП многих автомобилей предусмотрена дополнительная функция, актуальная для городских пробок. После включения этого режима машина способна медленно двигаться вместе с потоком при минимальном вмешательстве шофера.
Что лучше выбрать для динамичного стиля передвижения, вопрос не стоит. Здесь однозначно выигрывает система типтроник, дозволяющая набрать более высокие обороты коленчатого вала на каждой передаче. АКПП Tiptronic также рекомендуется для езды по загородным дорогам с любыми покрытиями (кроме грунтовых).
Поскольку практически все новые автомобили, укомплектованные автоматической трансмиссией, наделены функцией типтроник, вопрос выбора больше касается старых и подержанных машин. Подобные авто лучше покупать с обычным «автоматом», который проще и дешевле отремонтировать.
ТИПТРОНИК что это такое. Как им пользоваться? И причем тут ручной режим
Сейчас больше автомобилистов пересаживается на автомобили с автоматической коробкой передач, будь это вариатор или автомат (возможно робот) – не важно. НО практически у каждой из них, есть такая функция как «ТИПТРОНИК». Многие его еще называют «ручной режим». В общем что это такое, как это работает, как им пользоваться и вообще есть тут какое-то отношение к ручной (механической коробке передач), давайте разбираться …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Что такое ТИПТРОНИК?
- Зачем он нужен в авто?
- Устройство и отличие АКПП с ТИПТРОНИК
- Принцип работы
- Мифы о ТИПТРОНИКЕ
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Как мы все свами знаем, АКПП (она же автоматическая коробка передач) работает (как бы это банально не звучало) – автоматически, то есть включаем режим «D» — DRIVE, и уже не думаем ни о чем, просто давим на педаль газа или тормоза (передачи будут повышаться или понижаться сами).
НО в некоторых АКПП (да и вариаторах, и роботах тоже) появляется функция ручного переключения передач, почему-то в народе его часто называют «ТИПТРОНИК», причем на всех машинах – ХОТЯ ЭТО КРАЙНЕ НЕ ВЕРНО! А зачем он вообще нужен и как им пользоваться? Постараюсь объяснить на пальцах.
Что такое ТИПТРОНИК?
Это один из подвидов АКПП (сейчас достаточно популярен), который может работать сразу в двух режимах – первый полностью автоматический, второй – механический.
Простыми словами, это автомат, в котором вы можете перейти на ручной режим и переключать передачи руками (почти на свое усмотрение), игнорируя электронику.
TIPTRONIC (рус. – «ТИПТРОНИК») был изобретен концерном «Porsche», запатентован в 1990 году и устанавливался на популярную спортивную модель «911»
Нужно отметить, что аналоги «ТИПТРОНИКА» до этого времени практически не устанавливался на классические АКПП, по ряду причин (про них чуть ниже).
Такие же системы существуют и у других производителей, причем они носят совершенно иные названия, AUTOSTICK, STEPTRONIC, TIPTRONIC.
Зачем он нужен в авто?
Задача у этих конструкций (изначальна) была практически одна – сделать автомобиль более спортивным и раскручивать двигатель до более высоких оборотов, что придает лучшую динамику, АКПП в обычном режиме «D» – drive не позволит вам это сделать, а тут — пожалуйста. Причем под рулевые лепестки (переключения передач), дают вам больший комфорт не нужно отрываться на рычаг (то есть имитация секвентальной коробки передач).
В дальнейшем такой ручной режим расширили, и сейчас многие применяют его для улучшенных внедорожных характеристик, для борьбы со снегом во дворах, для пробок (можно поставить вторую передачу и прекрасно на ней толкаться, причем АКПП не будет прыгать с передачи на передачу), даже для экономии топлива
Устройство и отличие АКПП с ТИПТРОНИК
Первая АКПП с TIPTRONIC (от Porsche), по сути была обычной автоматической трансмиссией на 4 передачи. Но в ней впервые удачно использовали блокировку гидротрансформатора на каждой из передач – ЭТО ВАЖНО!
Причем она была безвальная и собрана на планетарных шестернях (сейчас 90% АКПП такие). Также на ней появляется электронный блок управления (именно трансмиссией), сейчас все контролируется через ЭБУ. Именно этим она обличалась от своих собратьев тех времен.
Принцип работы
Как я уже писал сверху, «ТИПТРОНИК» может работать как просто автоматическая трансмиссия, включили ДРАЙВ и не забиваете себе голову.
НО есть и ручной режим. Для обычного водителя здесь также все элементарно, иногда нужно перевести рычаг в положение (T), сейчас его практически убрали. НА современных авто просто переводите рычаг в бок (как бы на соседнюю дорожку) и вас появляются два знака «+» и «-».
Если толкать рычаг в сторону плюса, то передачи будут повышаться, если в сторону минуса – понижаться.
Причем на панели приборов вы будете видеть, на какой сейчас передачи вы передвигаетесь.
ОДНАКО С ТЕХНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, РАБОТА НАМНОГО ИНТЕРЕСНЕЕ
Как я писал выше, здесь присутствует блокировка гидротрансформатора, причем она жесткая, превращает его как бы в монолитную конструкцию (кто не знает как он работает, советую почитать вот этот материал).
Так вот когда вы переводите рычаг в механический режим (пусть будет «ТИПТРОНИК», хотя названий навалом), то гидротрансформатор блокируется, и представляет из себя (если сказать очень грубо) большую шестерню.
А вот планетарный механизм, уже перестроился на самое большое передаточное число (первая передача).
Далее вы переводите рычаг в «плюс», планетарный механизм включает аналог второй передачи и т.д.
Соответственно понижение будет таким же.
Однако стоит вам отключить ручной режим, блокировка гидротрансформатора отключается и начинает работать автоматический режим. Я думаю это понятно.
Мифы о ТИПТРОНИКЕ
- Механический режим (в широком смысле этого слова). Многие кто пересел с механики на автомат, думают, что это вот прям та самая МКПП. НО это не так. Строение и переключения передач здесь другие. ДА это имитация механического переключения, но только имитация. Здесь нет ни дисков сцепления как на МКПП, самого сцепления (размыкания с маховиком), да и присутствует перегрев
- Переключение передач.Здесь тоже однобокое, не такое как на МКПП. ТО есть вы можете повышать или понижать вверх или вниз. Перескочить на две вверх или вниз не получится.
- Крутить до отсечки. Не смотря на то, что это как бы имитация ручного режима, но автомат не даст себя угробить, то есть если вы будете крутить скажем на первой до 5000 – 6000 оборотов, то он все равно переключится на повышенную передачу. На механике, если есть задача, угробите мотор. Такая же ситуация и с понижением, если катитесь на 6 но обороты и скорость будут падать, он автоматически (даже в ручном режиме) будет переходить на пониженную передачу
- Катится на нейтральной.Особенно прикольный момент, один из подписчиков мне писал, что если это механический режим, то и катится я могу в этом режиме, на нейтральной. Во-первых, вам нужно ее включить, а как это сделать – не понятно! То есть чтобы выйти из нейтральной, вам нужно выйти из механического режима, то есть включить «ДРАЙВ». Во-вторых, нейтральная для АКПП с горки, мягко сказать – НЕЖЕЛАТЕЛЬНА (перейдите по ссылке и почитайте).
- Экономия топлива. Многие пишут если использовать его в городе, можно экономить много топлива! Во-первых, это крайне неудобно (попробуйте хотя бы раз целый день покататься на этом режиме). Во-вторых, лично мне кажется, экономии здесь никакой не будет, а даже наоборот. Единственное что я могу понять, это движение в пробке, когда можно включить вторую и на ней двигаться, это благоприятно скажется на ресурсе АКПП, хотя и не так критично
Сейчас видео версия, смотрим.
НА этом заканчиваю свои материалы, думаю, они были вам полезны, подписывайтесь на канал и читайте наш сайт. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
(6 голосов, средний: 4,67 из 5)
Похожие новости
Как заменить масло в коробке автомат (АКПП) или вариатор (CVT). .
Сколько стоит поменять масло в АКПП (автомате). Подробно материа.
Почему пинается, дергается АКПП (автомат). Либо при переключении.
Добавить комментарий Отменить ответ

ТОП статей за месяц

Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…
Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…
У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…
Что такое АКПП Tiptronic и как она работает
Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.
- Типтроник и ее основная функция
- Устройство и принцип работы Типтроник
- Плюсы и минусы АКПП Типтроник
Типтроник и ее основная функция
Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.
Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.
Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.
С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.
Первый “Типтроник” в разрезе
Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:
1. Концерн Volkswagen:
- Audi;
- VW;
- Skoda;
- Seat;
- Porshe.
2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.
Схема АКПП Tiptronic от ZF
Устройство и принцип работы Типтроник
Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.
Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.
Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.
Схема переключения передач
Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.
Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».
Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.
При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, коробка Tiptronic – это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.
Современный типтроник в разрезе
Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.
В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.
Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?
- Экономия топлива.
- Улучшенная динамика автомобиля.
А как же с минусами? Немного, но они есть!
- Сложность конструкции.
- Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП.
Что такое типтроник — в чем преимущества такой КПП?
- Что такое типтроник — в чем преимущества такой КПП?
- Что собой являет типтроник?
- Как работает Типтроник?
- Особенности функционирования Типтроника
- Основные плюсы и минусы Типтроника
Впервые слово «Типтроник» прозвучало в 1990 году, когда автомобильный гигант Porsche стал использовать в своих автомобилях четырёхступенчатую КП на механике, но с возможностью электронного управления. При такой программе управлять механической коробкой передач водителю стало гораздо удобней, причем у автовладельца может даже не быть опыта и умения водить машину на механике. Давайте же разберемся что это за чудо такое – типтроник.
- Что собой являет типтроник?
- Как работает Типтроник?
- Особенности функционирования Типтроника
- Основные плюсы и минусы Типтроника
Что собой являет типтроник?
Типтроник является «интеллектуальной» коробкой-автомат, в рамках которой передачи можно переключать как автоматически, так и вручную. Tiptronic включает в себя 5 передач, которые переключаются плавно, без рывков и скачков. Если включено автоматическое управление, то коробка передач будет работать как обыкновенный автомат с добавочной системой DSP. Для переведения КПП в ручной режим, необходимо переместить рычаг управления в область с отметками «+» и «-». После этого рычаг можно переводить от + к — дабы повысить или понизить передачу. Такая система дает возможность переключать передачи удобно и комфортно, не применяя сцепления и не теряя тягу. Иногда кнопки со значками «+» и «-» можно найти на руле. Располагают их там для того, чтобы водителю было удобнее переключать передачи.
Отличительными чертами Типтроника являются:
1) При движении по асфальтированной дороге удобна в использовании классическая коробка-автомат – просто заводишь мотор и едешь. Но вот если впереди крутая возвышенность или же поверхность скользкая, то автоматика просто не потянет такую нагрузку. Tiptronic в этом случае – спасение, так как объединяет в себе как автомат, так и механику.
2) Если нужно обогнать машину, то механическо-автоматическая гибридная коробка передач с подобной задачей справится легко. Сначала для таких целей водители использовали механику, так как на автомате невозможно было быстро начать двигаться и набрать обороты. У Типтроника же есть специальная опция кик-даун, обеспечивающая резкий скачек количества оборотов движка.
3) С Типтроником можно резко затормозить двигателем, на коробке-автомат такого не сделаешь.
4) Зимой исключена пробуксовка колес, так как двигаться Вы начнете уже на второй передаче. Старт на скользком льду – не проблема.
5) С Типтроником езда по бездорожью будет достаточно легкой, так как машину можно с легкостью переключить на механику. Маневры для объезда неровностей и ям будут выполняться легко.
6) В отличии от механики, Tiptronic защищает мотор от неправильного включения передачи. Если Вы необдуманно переключите скорость, двигатель и коробка передач не пострадают.
7) Что касается расхода горючего, то Типтроник балансирует посередине. Если сравнивать автоматику и Типтроник, то последний более экономный, а вот по сравнению с механикой ситуация противоположная.
8) Если Вы не прибегаете к использованию механики, то эта «умная» программа сама переведет машину на коробку-автомат, то есть после остановок на светофоре двигатель не нужно будет запускать вручную, программа все запустит самостоятельно.
9) В зимнем режиме машина не будет буксировать на льду. Так как высокие обороты двигателя будут зафиксированы в верхнем регистре всех передач, то авто будет более отзывчиво на ускорение.
Как работает Типтроник?
У коробки Типтроника есть рычаг селектора, благодаря которому можно реализовать данную функцию. Для рычага делаются вырезы с отметками «+» и «-», хотя у некоторых моделей авто есть специальные подрулевые переключатели – «лепестки».
Работа коробки-автомат с функцией Типтроник контролируется особым программным обеспечением в электронном блоке управления. Эта функция для своей работы использует переключатели селектора и руля коробки передач. У селектора может быть не один, а несколько переключателей, все зависит от конструкции коробки. Назначение у всех этих переключателей разное: с помощью одного можно перейти на самую низкую передачу, другой отвечает за переключение на самую высокую, с помощью третьего можно активировать режим. Когда Вы выполняете манипуляции с этими переключателями, то от них к месту запуска алгоритма программы в ЭБУ идет совокупность сигналов. В блоке управления создается сигнал, который запускает процесс переключения передачи.
В системе управления можно применять так называемые «лепестки». Сделать это можно нажатием специальной кнопки на этих «лепестках», которые находятся под рулем. После этого коробка передач перейдет в ручной режим, при этом селекторный рычаг не переключается. После того, как надобность в ручном режиме пропадет, КП снова перейдет в автоматический режим. Произойдет это через время, отсчитываемое с того момента, когда перестали функционировать «лепестки». Есть также система Multitronic, являющаяся вариатором Типтроника. В рамках такой системы используются зафиксированные передаточные числа, программируемые в самом вариаторе.
Особенности функционирования Типтроника
У машины с коробкой-автомат, где предусмотрена функция Типтроник, есть две педали – тормоз и акселератор. У рычага выбора диапазона есть позиции “D”, “N”, “R”, “P”. Если режим обычный (“D”), то переключение скоростей контролирует бортовой компьютер. Из-за наличия Типтроника водитель может когда-угодно сам переключить передачу.
Если Вы забыли на какой передаче едете, то просто посмотрите на дисплей управления машины. Там будут отображаться как текущая передача, так и любое иное положение селектора.
Конечно же, действия водителя в любом случае контролируются компьютером, чтобы не допустить каких-то критических ошибок, в частности, для предотвращения повреждения коробки или двигателя в случае неаккуратного переключения. Даже если Вы полностью остановили машину, а первая передача включена, то ЭБУ не допустит остановки мотора. При торможении происходит автоматическое понижения передаточных чисел, а повторный старт произойдет с первой передачи, то есть вопрос запуска двигателя после остановки на светофоре снят.
Основные плюсы и минусы Типтроника
Как и любая система, Типтроник неидеален – у этой функции есть своих достоинства и недостатки.
Плюсы режима Tiptronic:
1) В критических ситуациях Вы сможете самостоятельно управлять автомобилем, обходя выбранный коробкой-автомат режим;
2) При обгоне Типтроник не допустит снижения оборотов при переключении на следующую передачу;
3) Так как зимой благодаря Типтронику машина трогается уже со второй передачи, то колеса не будут буксировать;
4) Типтроник позволяет резко останавливать двигатель;
5) Автоматика с Типтроником более восприимчива к передвижению по бездорожью, в отличии от обычной коробки-автомат;
6) Непродуманное переключение передач для такой КП недопустимо;
7) Экономит горючее.
Минусы режима Tiptronic:
Недостатков у такой системы мало. Коробка передач с таким режимом является автоматикой, то есть абсолютно все возможности механики недоступны. Но из-за дополнительных рычагов такой механизм будет оказывать более сильное влияние. По остальным аспектам такая автоматика не проигрывает обычной коробке-автомат.
Ставить выбор между обычной коробкой-автомат и КП с Типтроником действительно стоит. Учитывайте стиль своей езды, опыт пользования авто, частота езды по бездорожью, а также желание сэкономить горючее. Например, если Вы ездите умеренно, без резких движений и маневров, тратить деньги на Типтроник не имеет смысла, так как он себя не оправдает.
Для тех, кто предпочитает механику, стоит установить Типтроник как вариант автоматики. Возможность использовать ручной режим, самостоятельное управление оборотами двигателя во время ускорения и торможения – это те плюсы, которые Вам понравятся. При этом Вы сможете расслабиться и просто управлять машиной, без необходимости слежения за оборотами и переключением передач, такого механика Вам не даст.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Типтроник – что это такое и как им пользоваться
За годы развития автомобилестроения было много попыток совместить механическую и автоматическую КПП. Появились трансмиссии, называемые полуавтоматическими, в которых к ручной коробке пытались добавить элементы автоматической. Современные АКПП с функцией ручного управления имеют свои особенности. Статья посвящена этому виду трансмиссий: в чем их преимущества и недостатки, как пользоваться типтроником. Кроме того, прилагается видео, в котором рассказывается о коробках автомат с функцией ручного переключения скоростей.
Что такое типтроник
Для того чтобы ездить на автомобиле в разных режимах была изобретена трансмиссия. С ее помощью передается крутящий момент от двигателя к колесной группе. На современных авто устанавливаются механические и автоматические коробки. Водители, стремящиеся контролировать свою машину, выбирают механическую КПП, на автоматической предпочитают ездить женщины и новички.
Для того чтобы на автомобилях с АКПП можно было управлять динамикой при торможении, поворотах, ускорении, переключать на пониженную передачу, была добавлена функция типтроник. Всего этого лишена обычная коробка автомат. Многие автолюбители ошибочно считают, что это отдельный агрегат, представляющий собой новую трансмиссию. Но это не так.
Автоматическая коробка передач с типтроником
Сначала система стала применяться для спортивных автомобилей. Понятие типтроник было запатентовано фирмой Porsche, которая выпустила в 1990 году автомобиль с АКПП, имеющей возможность управлять передачами вручную. Со временем этот принцип стали применять в своих машинах другие компании, называя их тач-троник, стептроник, эспатик и др. Система также нашла свое применение в роботизированных коробках и вариаторах. Понятие типтроник стало нарицательным. В настоящее время под этим понятием понимается любая АКПП, которая имеет функцию управления переключением передач вручную.
В обычном режиме действиями автоматической коробки руководит бортовой компьютер. Переход на ручное управление не означает, что можно будет механически переключать передачи путем нажатия на педаль сцепления. Это всего лишь электронная имитация работы МКПП в упрощенном виде, не требующая от водителя специальных навыков и опыта вождения.
Ручка коробки переключения передач
При переходе в режим типтроник компьютер продолжает осуществлять контроль за действиями водителя: в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля начинает работу специальная программа. Анализируя поступающие команды в зависимости от действий водителя, программа подключает определенные алгоритмы. Если при этом компьютер посчитает, что в данный момент такое переключение опасно для двигателя, она игнорирует поступившую команду.
Как пользоваться
Все автомобили, оснащенные АКПП с типтроником, ничем не отличаются от обычной коробки автомат:
- Оснащены двумя педалями – тормоза и акселератора.
Педали акселератора и тормоза на авто с АКПП
- Имеют те же положения ручки акселератора – «D», «N», «R», «P».
Если эксплуатация машины осуществляется в обычном режиме «D», то все действия контролирует бортовой компьютер, но с помощью типтроника, водитель имеет возможность при необходимости выбрать сам нужную передачу.
Пользоваться типтроником очень просто. Это можно увидеть на видео, размещенном в конце статьи. Осуществляется переключение с помощью рычага выбора диапазонов (РВД), когда он находится в режиме «D». В этот момент ручку следует перевести специальный паз, имеющий обозначения «+» и «-». Для повышения передачи используется «+», а для понижения, соответственно, «-».
Схема использования типтроника
Выключение режима типтроник выполняется обратным перемещением рычага в положение «D». Все перемещения ручки отображаются на дисплее управления.
Некоторые модели автомобилей вместо специальной ниши на РВД оснащены «лепестком», который расположен на рулевом колесе. С его помощью осуществляется ручное управление, путем нажатия кнопок на нем. Для повышения передачи нужно тянуть правый рычажок «+» к рулю, для понижения – левый рычажок «-».
Если водитель продолжительное время не пользуется подрулевыми лепестками, бортовой компьютер сам переводит коробку в режим автомата. Если автомобиль тормозит, то система также автоматически понизит передаточное число. Повторный старт будет происходить лишь на первой передаче. Это удобно на светофорах, так как не нужно постоянно задумываться о переключении скоростей, управляя машиной вручную.
Лепесток типтроника на рулевом колесе
В режиме типтроник компьютер продолжает контролировать действия водителя, отменяя команды, которые способны нанести вред двигателю или коробке. К примеру, если машина остановилась при включенной первой скорости блок управления не даст заглохнуть мотору.
В некоторых автомобилях предусмотрены спортивная и зимняя программы. При использовании спортивной, в режиме типтроник, ЭБУ позволяет водителю держать высокие обороты при каждой передаче. Это дает возможность получить максимальную отзывчивость автомобиля при ускорении и обгонах. Зимняя программа позволяет избежать пробуксовки на скользком дорожном покрытии.
Плюсы и минусы системы
Система типтроник завоевывает все большую популярность. На современных автомобилях почти повсеместно устанавливаются коробки автомат с ручным управлением. Причиной этого являются следующие преимущества системы:
- Водитель всегда имеет возможность перейти в ручной режим управления в экстренных ситуациях, например, при торможении двигателем, позволяя вручную понизить передачу. Это может помочь избежать заноса на скользкой трассе.
- Системой удобно пользоваться при обгоне, не давая возможности автомату перейти на более высокую передачу.
- Если автомобиль оснащен зимним режимом, то система типтроник дает возможность трогаться по скользкой дороге со второй передачи, тем самым позволяя избежать пробуксовки.
- Хотя автоматические коробки не любят бездорожья, переключаясь в ручной режим управления, можно ездить по неровным дорогам, «сглаживая» некоторые неровности покрытия.
- Все модели, имеющие типтроник, оснащены встроенной системой защиты, которая следит за ручным переключением и не допускает ситуаций, где возможно повреждение двигателя. На МКПП такая функция отсутствует.
- Экономнее расход бензина по сравнению с обычной АКПП, хотя в механической коробке бензин расходуется меньше.
- Оптимальное решение для водителей, кто хочет ездить на машине с автоматом, но иметь возможность ручного управления.
- Несмотря на дополнительную функцию, стоимость автомобиля не увеличилась.
Коробкам с типтроником присущи недостатки. За счет добавления функции ручного управления увеличились размеры трансмиссии и ее вес. Передачи переключаются с некоторой задержкой. Например, на автомобиле Ауди она составляет 0,1 секунды, а на Порше достигает 0,7 секунды.
Функция типтроник дает дополнительные возможности опытному водителю управлять динамикой автомобиля, при этом сохраняются все преимущества АКПП. Благодаря этому многие противники коробки автомат стали ее приверженцами.
Видео «АКПП с типтроником»
В этом видео рассказывается о коробках автомат, оснащенных функцией ручного управления.