Sgp55.ru

Автомобильный Журнал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Tigr-705 › Блог › Для чего нужен лямбда зонд

Tigr-705 › Блог › Для чего нужен лямбда зонд?

Лямбда зонд устанавливается в любых транспортных средствах, приводимых в движение с помощью двигателей внутреннего сгорания. Лямбда зонд:

• Регулирует смесеобразование, удерживая расход топлива на максимально низком уровне.
• Обеспечивает катализатору оптимальные условия работы.
Функция лямбда зонда в современном автомобиле.

На все автомобили, начиная с конца 80-х годов прошлого века, устанавливаются катализаторы, задачей которых является очищение выхлопных газов от вредных примесей. Для оптимальной и эффективной работы катализатора необходимо подготовить строго определённое качество воздушно-топливной смеси для двигателя и проконтролировать качественные характеристики выхлопных газов, возникших в результате её сгорания. Эту функцию выполняет лямбда зонд.

Лямбда зонд – также называемый кислородным датчиком или датчиком кислорода – измеряет количество остаточного кислорода в выхлопных газах. Отсюда пошло основное название этого датчика – кислородный. Исходя из количества остаточного кислорода, датчик посылает сигналы в электронный блок управления двигателем, который, в свою очередь, регулирует количество подаваемого топлива или, другими словами, изменяет качество воздушно-топливной смеси. Именно поэтому так важна герметичность выхлопной системы в местах установки этих датчиков, поскольку, в результате подмеса воздуха извне параметры этих измерений нарушаются. Идеальное соотношение воздуха и топлива в смеси обозначается греческой буквой λ (лямбда) и равняется приблизительно 15 к 1, где 15 частей это воздух, а 1 часть это топливо. Отсюда и пошло наиболее распространённое в России название датчика – лямбда зонд.

Лямбда зонд установлен в трубы выхлопной системы автомобиля так, чтобы его рабочие поверхности обтекали выхлопные газы. Эти рабочие поверхности состоят из многослойных материалов обеспечивающих тестирование смеси. Тестирование смеси эффективно идёт только при высокой температуре рабочей поверхности, поэтому все современные датчики снабжены функцией принудительного прогрева. Для подробного рассмотрения конструкции датчика обратитесь к схеме 1.

Первый (верхний, регулирующий) лямбда зонд.

До начала 2000-х годов на автомобиль устанавливался только один датчик. Этот датчик устанавливался на отрезок выхлопной трубы между двигателем и катализатором и впоследствии, после появления второго датчика, получил свои нынешние названия: первый датчик или верхний или регулирующий. В задачу этого датчика входил вышеописанный процесс измерений и поскольку он устанавливается выше, чем второй этот датчик был назван верхним. Регулирующим он был назван по причине того, что именно он несёт основную нагрузку по регулированию воздушно-топливной смеси. Этот же датчик принимает на себя главный удар раскалённых токсичных газов двигателя, ещё не очищенных от ядовитых примесей катализатором. За счёт этого он и выходит из строя в среднем в 5-7 раз чаще, чем второй датчик.

Второй (нижний, диагностирующий) лямбда зонд.

После 2000-х годов, дополнительно к Первому датчику, в автомобилях стали устанавливать ещё один, при этом местоположение Первого не изменилось. Второй датчик стали устанавливать на отрезок выхлопной трубы от катализатора до глушителя. Задачей этого дополнительного датчика стала проверка качества очистки выхлопных газов, прошедших через катализатор. Он получил название «Второй» или «Нижний», поскольку устанавливался под днищем автомобиля. Другим названием этого датчика стало «Диагностирующий», оно отражало его функциональную отличие от Первого датчика – проверять качество очистки выхлопных газов. После появления Второго датчика блок управления рассчитывает параметры идеальной воздушно-топливной смеси на основании показаний их обоих. В результате удалось добиться дополнительного снижения расхода топлива и высочайшей степени очистки выхлопных газов от ядовитых примесей — 95%.

Следует заметить, что поскольку Второй датчик установлен после катализатора, где газы уже очищены от агрессивных примесей, он выходит из строя значительно реже и то в результате либо разрушения катализатора, либо в результате механического или термического повреждения.

Конструктивно оба датчика очень похожи. Тем не менее они имеют ряд различий, обусловленных их функциональностью. В последние годы первые и вторые лямбда зонды стали также отличаться и конструктивно. В качестве регулирующих датчиков всё чаще применяются сложные и дорогостоящие широкополосные датчики, в то время как в качестве диагнотических по прежнему используют циркониевые лямбда зонды.

Схематичное обозначение местоположения лямбда зондов на современном автомобиле.

Все автомобили объёмом двигателя более 2-х литров имеют по два Первых датчика и два Вторых датчика. Установка четырех датчиков продиктована большей мощностью таких двигателей требующих наличия двух катализаторов. В последние годы, в связи с введением более строгих требований по выбросам, стали устанавливать до трёх катализаторов, а соответственно понадобился и пятый кислородный датчик.

Разновидности лямбда зондов.

Лямбда зонд из диоксида циркония является самым распространённым на сегодняшний день типом кислородных датчиков.
Менее распространёнными датчиками является широкополосные датчики и датчики воздух — топливо.
Совсем редкими являются лямбда зонд их диоксида титана, которые постепенно вытесняются из-за своей дороговизны.

Лямбда-зонд

Современный автомобиль — это сложное в техническом плане устройство. Особенно поражает большое количество различных датчиков для измерения всех без исключения параметров работы двигателя.

Информация из этих датчиков поступает на электронный блок управления, в котором обрабатывается по сложным алгоритмам. На основе полученных данных ЭБУ выбирает оптимальный режим работы, передавая электрические импульсы на исполнительные устройства.

Одним из таких датчиков является лямбда-зонд, о котором мы уже несколько раз упоминали на страницах нашего автопортала Vodi.su. Для чего он нужен? Какие функции выполняет? Эти вопросы постараемся рассмотреть в данной статье.

Предназначение

Еще одно название данного измерительного устройства — датчик кислорода.

В большинстве моделей он устанавливается в выпускном коллекторе, в который под высоким давлением и при высоких температурах поступают отработанные газы из мотора автомобиля.

Достаточно сказать, что лямбда-зонд может корректно выполнять свои функции, когда он разогревается до 400 градусов.

Лямбда-зонд анализирует количество О2 в выхлопных газах.

В некоторых моделях имеется два таких сенсора:

  • один в выпускном коллекторе перед катализатором;
  • второй сразу же за катализатором для более точного определения параметров сгорания топлива.

Не сложно догадаться, что при наиболее эффективной работе двигателя, а также системы впрыска, количество О2 в выхлопе должно быть минимальным.

Если датчик определяет, что количество кислорода превышает норму, от него на электронный блок управления поступает сигнал, соответственно ЭБУ выбирает режим работы, при котором уменьшается подача воздушно-кислородной смеси в мотор транспортного средства.

Читать еще:  Как работает датчик распредвала

Чувствительность датчика довольно высокая. Оптимальным режим работы силового агрегата считается, если смесь воздуха с горючим, поступающая в цилиндры, имеет такой состав: на 14,7 части воздуха приходится 1 часть горючего. При слаженной работе всех систем, количество остаточного кислорода в отработанных газах должно быть минимальным.

В принципе, если разобраться, лямбда-зонд практической роли не играет. Его установка оправдана лишь жесткими эко-нормами по количеству СО2 в выхлопе. За превышение этих норм в Европе предусмотрены серьезные штрафы.

Устройство и принцип работы

Устройство довольно сложное (для тех людей, которые плохо разбираются в химии). Детально мы его описывать не будем, приведем лишь общую информацию.

  • 2 электрода, внешний и внутренний. На внешнем электроде имеется платиновое напыление, которое очень чувствительно к содержанию кислорода. Внутренний датчик сделан из циркониевого сплава;
  • внутренний электрод находится под воздействием отработанных газов, внешний контактирует с атмосферным воздухом;
  • при разогревании внутреннего датчика в керамическом основании из диоксида циркония образуется разница потенциалов и появляется небольшое электрическое напряжение;
  • по данной разнице потенциалов и определяют содержание кислорода в отработанных газах.

В идеально выгоревшей смеси показатель Лямбда или коэффициент избытка воздуха (L) равен единице. Если L больше единицы, значит в смесь поступает слишком много кислорода и мало бензина. Если же L меньше единицы, значит кислород не выгорает полностью из-за избытка бензина.

Одним из элементов зонда является специальный нагревательный элемент, чтобы нагреть электроды до нужных температур.

Неисправности

Если датчик выйдет из строя или будет передавать неправильные данные, то электронные «мозги» автомобиля не смогут подавать корректные импульсы на систему впрыска об оптимальном составе воздушно-топливной смеси. То есть у вас может увеличиться расход топлива, или наоборот уменьшится тяга из-за подачи обедненной смеси.

Это в свою очередь приведет к ухудшению характеристик двигателя, падению мощности, уменьшению скорости и динамических показателей. Также можно будет слышать характерное потрескивание в каталитическом нейтрализаторе.

Причины поломки лямбда-зонда:

  • некачественный бензин с большим содержанием примесей — для России это частая причина, так как в топливе содержится много свинца;
  • попадание моторного масла на датчик из-за износа поршневых колец или их некачественной установки;
  • обрывы проводов, замыкания;
  • посторонние технические жидкости в выхлопе;
  • механические повреждения.

Стоит также сказать, что многие водители в России производят замену катализатора на пламегаситель. На Vodi.su мы уже писали, зачем это делают. После данной операции потребность во втором лямбда-зонде отпадает (который стоял в резонаторе за каталитическим нейтрализатором), так как пламегаситель не способен очищать отработанные газы так же эффективно, как катализатор.

В некоторых моделях отказаться от лямбда-зонда вполне возможно, путем перепрограммирования электронного блока управления. В других же сделать это невозможно.

Если же вы желаете, чтобы топливо расходовалось максимально экономно, а двигатель работал в оптимальном режиме, то лучше все таки лямбда-зонд оставить.

Что такое лямбда-зонд?

Лямбда-зонд — это электрический датчик, который помогает электронному блоку управления (ЭБУ) контролировать работу двигателя и оперативно вносить корректировки в случае отклонения от рабочих параметров. Этот датчик имеет более понятное название — датчик кислорода.

Как следует из названия функция датчика — замер уровня кислорода. Вот только замер делается там, где в идеале кислорода быть не должно — в выпускном коллекторе. Объясняется это очень просто — лямбда-сенсор передаёт в ЭБУ данные о количестве обнаруженного кислорода (избыточный кислород, не сгоревший в камере сгорания), а ЭБУ корректирует состав топливной смеси, поступающей в камеры сгорания.

Где установлен лямбда-зонд?

Место установки лямбда-зонда — выпускной коллектор двигателя. Датчик устанавливается непосредственно на входе коллектора, чтобы повысить точность измерений. Довольно часто лямбда-сенсоров бывает не один, а два — на входе и на выходе из коллектора. Ещё для повышения точности измерений конструкции некоторых датчиков бывают двухточечными, чтобы делать замеры не только в выхлопных газах, но и в атмосферном воздухе.

Признаки неисправности лямбда-зонда

Так как информация, получаемая от датчика крайне важна для управления составом топливо-воздушной смеси, то поломка этого элемента сразу же сказывается на работе двигателя. Причинами поломки могут быть разгерметизация, перегрев, старение, нестабильное электропитание. Можно своевременно заметить проявления неправильной работы датчика:

  • предупреждающая индикация на панели приборов;
  • обороты двигателя плавают в широком диапазоне;
  • при езде автомобиль «дергается»;
  • слышны нехарактерные хлопки при работе двигателя;
  • повышенный расход топлива;
  • запоздалая реакция на нажатие педали газа.

Если вам необходимо купить датчик кислорода, то обязательно начните свой поиск с подбора оригинальной детали. Как только вы произведёте подбор с помощью VIN-кода можно будет изучить предлагаемые аналоги и возможные замены.

Что такое лямбда зонд (датчик кислорода) и для чего он нужен в автомобиле

Автомобиль можно сравнивать с живым организмов, у которого присутствуют руки, ноги, внутренние органы, дыхательная система. В качестве последних выступает лямбда зонд (кислородный датчик). Давайте разберемся, что представляет лямбда зонд в машине и для чего этот датчик нужен.

Вкратце суть работы зонда, можно описать следующим образом. Выхлопные газы, выходящие из камеры сгорания, перед тем как попасть в катализатор, проходят через электронный датчик лямбда зонда, где определяется уровень кислорода, оставшегося после сгорания топлива. Полученные результаты проходят компьютерную обработку и сравниваются с оптимальными параметрами.

В дальнейшем результат используется для корректировки подачи уровня топлива, либо воздушной смеси в камеру сгорания авто. Тем самым поддерживаются оптимальные для конкретного двигателя параметры топливной смеси. Они позволяют с минимальными затратами получить высокий результат производительности.

Поэтому, если авто становится чрезмерно прожорливым, либо теряет мощность, опытный специалист начинает его проверку с диагностики исправности лямбда-зонда и анализирует получаемую от него информацию. А также ее дальнейшей обработки компьютерной системой. Простое изменение настроек зонда полностью устраняет проблему. Даже без необходимости физического вмешательства в работу автомобильной системы.

Как работает и где находится кислородный датчик

В основе принципа работы лямбда зонда находится простая физика и химия. Кислородный датчик (лямбда зонд) представляет особую конструкцию гальванического элемента, изготовленного из твердого керамического электролита (состоит из диоксида циркония), который по верхнему слою вскрывается специальным слоем оксида иттрия. Тут же находится напыление проводящих электричество электродов с платиновым покрытием.

Работа электродов основывается на контактах поверхности датчика с выхлопными газами, а также обычной атмосферой. А в дальнейшем сравнивание этих показателей и выведение соответствующих соотношений.

Читать еще:  Как открыть дверь машины если замок замерз

Важно отметить, верхний слой лямбда зонда устанавливается непосредственно после камеры сгорания и рассчитан на работу в условиях высоких температур. Поэтому, чтобы начать получать правдивые данные температура выхлопов должна находиться в диапазоне от 300 до 1000 градусов (оптимальная рабочая температура 300 – 400 градусов).

Внутренняя часть лямбда зонда контактирует с обычным атмосферным воздухом. Если же по внешнему краю не достигается температура нужного уровня, тогда полагаться на показания датчиков не стоит. Лучше использовать другие датчики для проверки.

В отдельных моделях современных автомобилей лямбда зонды оборудуют специальным внутренним подогревом. Благодаря чему проблема контроля уровня кислорода в выхлопных газах решается при любой температуре работы двигателя.

Общий смысл работы системы – это измерение сопротивления элементов на внутренней и внешней части зонд датчика в зависимости от наличия в газовых смесях молекул кислорода, после чего показатели обрабатываются компьютером. А уже конечный результат используется для регулирования уровня топлива или воздуха в газовой смеси, для полного его сгорания и получения максимального количества энергии при минимальных затратах.

Еще одна важная функция лямбда датчиков – своевременно обнаруживать уровень превышения допустимых концентраций выброса вредных газов, поддерживать оптимальный баланс горючей смеси.

Обычно такой тип датчиков устанавливают сразу после выхода выхлопных газов из камеры сгорания, но до того момента, когда они попадут в специальный очистительный катализатор. Для возможности боле тщательной проверки уровня загрязнения выхлопных трактов может устанавливаться еще один лямбда зонд – непосредственно после камеры катализатора. Это дает возможность сравнивания различных результатов для принятия более точных решений при эксплуатации авто.

Последствия поломки лямбда-зонда

Если такой лямбда датчик выходит из строя, автомобиль становится практически «слепым». Это заметно по неконтролируемому перерасходу топлива, снижению мощности, появлению повышенного уровня углекислого газа, снижению скорости разгона и ряда других важных эксплуатационных характеристик. Причины тому банально просты.

Когда компьютерная система начинает получать недостоверные данные зонда, либо не получать их вообще, она ведет себя не совсем корректно. В лучшем случае подача топлива и воздушной смеси будет осуществляться по показателям запомненным компьютерной системой.

Еще возможен вариант, когда начнётся работа по «усредненным» показателям. Хуже, если лямбда датчики начнут действовать по испорченным показателям. Тогда вероятность получить коллапс в работе автомобиля становится весьма высокой.

Важно отметить, что неконтролируемый и несбалансированный расход топлива может стать причиной серьезных последствий, вплоть до выхода двигателя из строя, вследствие повреждения отдельных его частей (чрезмерное повышение температуры, загрязнение продуктами неполного сгорания, «забивание» форсунок).

Еще одним моментом поломок является полная или частичная поломка. При полной – понятно, все показатели будет некорректными, и лямбда зонд требует срочной замены. Если же поломка частичная (лямбда начинает срабатывать только при достижении определённого уровня температуры, которая существенно выше заявленной в технических характеристиках), его следует почистить, либо заменить.

Целесообразно отметить – если в автомобиле полностью вышел из строя лямбда зонд, и нет возможности его заменить, лучшим способом будет вызвать эвакуатор и доставить автомобиль к СТО с неработающим двигателем. Это позволит не усугублять ситуацию и не повредить дополнительно детали или узлы двигателя.

Наиболее частыми причинами поломки лямбда зондов являются:

  • механические повреждения зонда;
  • низкое качество топлива;
  • загрязнение лямбда датчика неотработанными выхлопами;
  • перегорание отдельных внутренних элементов кислородного датчика.

Каждая из этих причин обычно не возникает ежесекундно (кроме механического повреждения) и сигнализирует о своем наличии. Поэтому не следует игнорировать сигналы авто, который «подсказывает» о наличии определенных проблем. Главное это своевременно отслеживать и принимать нужные меры для оперативного устранения возможных поломок и неисправностей.

Обнаружить поломку и неисправность лямбда зонда (кислородного датчика) не сложно. Малейшее изменение токсичности газов, проявление снижения уровня мощности автомобиля, загорание контрольных лампочек сигнализирующих о неисправности. Все это является отмашкой к началу немедленных действий по устранению возникшей проблемы, чтобы не попасть в ситуацию, когда машина перестанет работать.

Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле и как он работает?

Автоликбез 25 августа 2017

В подавляющем большинстве современных автомобилей дозированием и подачей топлива в цилиндры занимается электронная система. Блок управления (другое название – контроллер) получает сигналы от нескольких датчиков и на основании этих показаний формирует смесь горючего с воздухом в оптимальных пропорциях. Ключевую роль в процессе играет λ-зонд, иначе – кислородный датчик, который периодически выходит из строя по разным причинам. Если вы желаете глубже вникнуть в суть данной проблемы, то первым делом стоит разобраться, что такое лямбда – зонд и зачем он ставится на авто.

Роль кислородного датчика в системе топливоподачи

Горение углеводородного топлива – бензина и солярки – в цилиндрах двигателя – процесс довольно сложный. Задачи электронного блока управления состоят в следующем:

  • эффективно сжигать горючее и добиваться максимального КПД силового агрегата;
  • обеспечить минимальный расход бензина;
  • изменять количество подаваемого топлива в зависимости от режима работы мотора.

Для полного сжигания бензина в цилиндрах двигателя его нужно смешать с воздухом в соотношении 1 : 14,7. Тогда практически все молекулы углерода подвергнутся окислению и образуют безвредный углекислый газ СО2, а водород после соединения с кислородом превратится в обычную воду (выделяется в виде пара). Не догоревший углерод тоже объединяется с кислородными частицами и дает на выходе угарный газ – СО. При правильной работе системы его доля невелика и составляет 1–1,5%.

Справка. Когда в силу разных причин расход топлива повышается, количество угарного газа на выходе из камер сгорания увеличивается от 3 до 10%. Визуально это выглядит как черный дым из выхлопной трубы.

Чтобы контроллер готовил оптимальную топливовоздушную смесь, он должен контролировать полноту ее сжигания. Тут и вступает в игру лямбда – зонд, который нужен для измерения количества свободного кислорода в выхлопе автомобиля и передачи информации в виде электрических импульсов на ЭБУ. Последний, сопоставив ее с показаниями других измерителей, отдает соответствующую команду форсункам.

Что дает измерение количества кислорода в выхлопных газах:

  1. Если на выходе двигателя слишком мало кислородных молекул, то в топливной смеси явно не хватает воздуха – она слишком обогащенная.
  2. И наоборот, превышение нормы указывает на бедную смесь в цилиндрах. При ее сжигании остается много воздуха, удаляемого вместе с выхлопом.
Читать еще:  Рено логан 2 замена тормозных колодок

Блок управления отвечает за качество топливовоздушной смеси и корректирует соотношение компонентов по сигналам лямбда – зонда. Вот зачем нужен кислородный датчик в машинах, оборудованных инжектором.

Устройство измерителя и принцип действия

Внешне λ-зонд отдаленно напоминает свечу зажигания, только без керамического изолятора. На корпусе цилиндрической формы сделана резьба для вкручивания в выхлопную систему, а из верхней части выходят провода (от 1 до 4 в зависимости от конструкции). Внутри стального корпуса расположены такие детали:

  • гальванический элемент из керамики с твердым электролитическим составом;
  • на обе стороны гальванического элемента методом напыления нанесены электроды из платины;
  • камера с атмосферным воздухом;
  • контакты с заземляющим и основным проводом.

В конструкцию современных кислородных датчиков добавлен подогреватель, подключаемый к электросети в автомобиле двумя дополнительными проводами. Он разогревает электролит λ-зонда до 300–400 °С.

В датчиках О2 нового образца гальванический элемент изготовлен из диоксида циркония, чья проводимость зависит от температуры. Отсюда и необходимость в подогревателе. Старые датчики делались на основе двуокиси титана и действовали по другому принципу.

Теперь о том, как работает лямбда-зонд с циркониевым сердечником. Алгоритм следующий:

  1. При запуске двигателя измеритель не функционирует и участия в приготовлении смеси не принимает. Контроллер «знает», что холодному мотору нужна обогащенная смесь и готовит ее по сигналам датчиков положения коленвала и массового расхода воздуха.
  2. После выхода в рабочий режим включается подогреватель λ-зонда и циркониевый элемент начинает вырабатывать импульсы постоянного тока, воспринимаемые контроллером.
  3. В зависимости от количества кислорода в выхлопных газах напряжение датчика колеблется в диапазоне от 0,1 до 0,9 вольт. Напряжение падает – снижается уровень кислорода – блок управления подает меньше топлива (обедняет смесь). И наоборот, при усилении импульса контроллер переходит к обогащению.

Принцип работы лямбда-зонда с титановым элементом другой – он действует как терморезистор. Блок управления опрашивает измеритель несколько раз в секунду и фиксирует изменение сопротивления, на основании чего корректирует топливовоздушную смесь.

Где расположен λ-зонд?

Поскольку датчик измеряет количество кислорода в отработанных газах, его устанавливают на одну из секций выхлопного тракта. В зависимости от марки и модели авто измеритель вкручивается в выпускной коллектор непосредственно возле двигателя либо в первую секцию дымоотводящей трубы.

В связи с переходом на новые экологические нормы (начиная от Euro 3), схема контроля над выбросами автомобиля усложнилась. Дело в том, что следом за датчиком О2 в выпускном тракте установлен каталитический нейтрализатор – металлический бочонок с керамическими сотами, чья задача – дожигать вредные продукты работы мотора – угарный газ и окись азота. Данный элемент тоже со временем выходит из строя, что никак не сказывается на работе двигателя, а вот количество вредных выбросов резко увеличивается.

Чтобы контролировать техническое состояние нейтрализатора, производители начали ставить второй лямбда-зонд. Он вмонтирован в трубу после бочонка и проверяет количество кислорода в газах перед выходом в атмосферу.

Если контроллер «увидит», что разницы в показаниях двух измерителей нет, он включит на панели приборов табло Check Engine, а при компьютерной диагностике укажет на ошибку катализатора.

Молекулы воздуха, попавшие в нейтрализатор, должны соединиться с вредными газами, например, СО превращается в СО2. При нормальной работе системы второй зонд на выходе должен фиксировать уменьшение кислорода.

В машинах с мощными моторами на 6–12 цилиндров число датчиков О2 может достигать 4 шт. и более. Это объясняется просто: в подобных авто реализована система распределенного выхлопа с двумя трактами. Соответственно, на каждом из них стоит каталитический нейтрализатор и 2 λ-зонда.

Признаки и причины неисправности элемента

Поскольку лямбда-зонд в машине связан с контроллером, то в случае неполадок с датчиком ЭБУ включает сигнал Check Engine. Это происходит в следующих случаях:

  • измеритель дает некорректные показания, например, напряжение больше 0,9 В либо меньше 0,1 В;
  • произошел обрыв электрической цепи (перетерся или надломился провод, идущий к λ-зонду);
  • замыкание проводки;
  • механическое повреждение элемента вследствие езды по грунтовым дорогам;
  • датчик выработал свой ресурс, который лежит в пределах 40–80 тыс. км пробега авто.

Прошивка контроллера любого автомобиля имеет запасной алгоритм на случай поломки лямбда-зонда. Когда блок управления «замечает» неисправность измерителя, он исключает его из работы системы питания и руководствуется данными от остальных приборов – датчика температуры, скорости, детонации, положения дроссельной заслонки и коленчатого вала. Показания λ-зонда он принимает как усредненные, зафиксированные в его памяти ранее.

Поэтому наряду со включенным табло Check Engine на неисправность кислородного датчика указывают и другие симптомы:

  1. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.
  2. Повышенный расход топлива.
  3. Снижение мощности силового агрегата и рывки в процессе движения по причине загрязнения электродов свечей зажигания.
  4. «На горячую» двигатель заводится с трудом при нормальном холодном запуске.
  5. Из выхлопной трубы валит черный от сажи дым.

Перечисленные проблемы – это следствие потери контроля над качеством сгорания топлива, вот почему лямбда – зонд так важен.

В некоторых ситуациях контроллер не зажигает надпись Check Engine и не переходит в аварийный режим, но указанные симптомы все равно проявляются. Это говорит о том, что датчик О2 начал банально «врать», из-за чего ЭБУ готовит топливную смесь неправильно.

Обнаружить виновника подобной неисправности в домашних условиях затруднительно – похожие признаки наблюдаются и при поломке других датчиков. Если вы столкнулись с такой ситуацией, лучше обратиться на автосервис к специалисту – электрику.

Причины некорректной работы λ-зонда могут быть следующие:

  • езда на этилированном бензине;
  • добавление в топливо и масло поддельных присадок;
  • использование при ремонте силового агрегата дешевых герметиков, содержащих неорганические растворители.

Из-за перечисленных действий в тракт выпуска дымовых газов попадают посторонние агрессивные пары, разрушающие электроды кислородного датчика, а вместе с ним и керамические соты нейтрализатора.

Рекомендации по устранению

Вышедший из строя лямбда – зонд подлежит замене, каких-либо методов ремонта не существует. Деталь недешевая, но от нее зависит «здоровье» и ресурс двигателя, поэтому лучше не экономить и не устанавливать различные эмуляторы – так называемые обманки. Они позволяют отключить сигнал Check, но не устраняют причину неполадок, а обманутый контроллер продолжает неправильно готовить смесь, что негативно влияет на работу мотора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector